Разбор слова по звукам. Схемы и примеры
В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.
Обоснование темы
После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.
Понятие фонетического разбора
Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».
Теоретические рекомендации
Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.
Пример первый
Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла].
Анализируем:
п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
о – [а] – это гласный звук, безударный;
к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
р – [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
о – [а] – согласный, безударный.
Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.
Пример второй
Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:
д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
р – [р] – согл. , звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
у – [у] – гласный, безударный;
з – [з’] – согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
ь – звука не обозначает;
я – [й’] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
[а´] – гласный, ударный.
В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.
Пример третий Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:
я – [й’] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
[а] – этот звук гласный и безударный;
з – [з] – согл., звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
ы – [ы´] – гласный, ударный;
к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.
Слово состоит из 4 букв и 5 звуков.
Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука. Пример четвёртый Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:
б – [б’] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
е – [э´] – гласный, ударный;
л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
а – [а] – гласный, безударный.
В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.
Пример пятый
Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Теперь произведем анализ:
е – [й’] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
[э´] – гласный, ударный;
л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
ь – звука не обозначает.
Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.
Делаем выводы
Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.
Особые случаи разбора
Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождь» — [до´щ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.
О роли транскрипции
Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].
К вопросу о слогоделении
Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).
Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.
http://fb. ru/article/141406/razbor-slova-po-zvukam-shemyi-i-primeryi
Правила орфографии русского языка: почему их так много и зачем они нужны
«Какая же сложная эта орфография, давно пора упростить», — часто сетуем мы. Или некоторые из нас. Но можно ли взять и сделать все проще? Автор интернет-издания о русском языке и лингвистике «Изборник» Арсений Анисимов объясняет, почему все именно так, и предлагает новый взгляд на правила, которые не хочется учить. На примере книги Михаила Панова «И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии», написанной более 50 лет назад.
С первого по одиннадцатый класс школьники учат или повторяют многочисленные правила русской орфографии. Одна неверно выбранная буква на ЕГЭ может помешать поступить в вуз мечты, а случайная ошибка в резюме — произвести плохое впечатление на работодателя. Михаил Панов пишет: «Кажется, будто орфография всем приносит только неприятности и благодарить её не за что. Дайте нескольким людям тему для рассказа „Орфография подвела!“ — и каждый придумает свой сюжет или вспомнит какой-нибудь особый случай».
Самый простой способ избавиться от ошибок — отменить правила орфографии. И оставить только одно: каждое слово можно записывать любыми способами, лишь бы читалось как произносится. Так, глагол «растёкся» с помощью букв можно изобразить по-разному: «растёкся», или «ростёкся», или «разтёкся» и так далее. Выходит, что писать без правил надо, тоже соблюдая правило, хотя оно единственное и нетрудное.
Михаил Панов предлагает представить город, в котором нет орфографии: «От знакомых нам городов он отличается разве что вывесками. Написано: „ремонд Шлябб“ — и нарисована шляпа с заплатой. Немного дальше — „Овасчи и фруккты“. На рисунке — репа, морковь, яблоки. Недалеко снова такая же вывеска: „О! выщчи ифругкты“, — и повторяется рисунок. Иной читатель, пожалуй, возмутится: зачем же так нелепо писать? Неужели не ясно, что и проще и понятнее „Ремонт шляп“, чем какой-то „ремонд Шлябб“?»
Такие написания выглядят странными только для грамотных людей, которые привыкли к определённому облику слов. Но для жителей вымышленного города вывеска «ремонт шляп» не кажется более правильной, чем «ремонд Шлябб».
В вымышленном городе без орфографии много мелких проблем, которые вместе создают большие неприятности. Например, судебное следствие замедляется. Нужно время, чтобы основательно заключить: двадцать различных буквосочетаний, часто встречающихся в деле, передают не двадцать разных фамилий, а одну и ту же.
«Чтение в этом городе — дело серьёзное и требует полного внимания. Мы с вами каждый день читаем и всюду видим строго единообразные написания. Слово не разгадывается каждый раз заново, а узнаётся как старый знакомый», — замечает Панов. Под буквенной маскировкой слова «Фтторнег» не сразу угадывается знакомое «вторник». Чтобы понять слово, нужно не слишком много усилий, но если так «замаскирован» весь текст, чтение быстро утомит.
Орфография сберегает нашу нервную энергию, позволяет с минимальными усилиями понимать написанное
В городе без орфографии строчку читали бы на полсекунды дольше. А значит, на книгу в 300 страниц тратили бы два-три лишних часа. Читали бы меньше, а утомлялись бы сильнее. Всю работу выполняли бы, мягко говоря, медленнее. Трудно предвидеть во всех деталях, как многообразно отразилось бы на современной стремительной напряжённой жизни отсутствие стандартного письма.
Фото: shutterstock / MadhourseПолучается, нам всё-таки нужна орфография. Но можем ли мы упростить её правила? Почему бы просто не писать так, как слышим? Пусть каждая буква обозначает отдельный звук, а мягкий знак — мягкость на конце слова. Но за простой идеей кроется много трудностей.
Например, люди, которые живут в разных регионах России, разговаривают по-разному. В северорусских говорах распространено оканье: в слогах перед ударением там различают звуки [о] и [а]. А в регионах, где акают (например, в Москве или Воронеже), школьников учат проверять эти безударные гласные, чтобы правильно написать слово. В слове «вода» там произносят [а], но пишут «о», потому что есть проверочное «в[ó]дный». Носители северорусских говоров говорят не [вадá], а [водá], и им не нужно дополнительно проверять это слово.
Если бы наша орфография была фонетической, причём основанной на московском варианте русского языка, то жителям севера пришлось бы не ориентироваться на своё произношение, а следить, падает ли ударение на [о]. Это значит, что фонетическая орфография для всех удобна не будет. При этом оканье — далеко не единственное возможное диалектное различие.
Если упростить правописание для одних носителей русского, оно усложнится для других
Но действительно ли орфография упрощается хотя бы для кого-то? Попробуйте затранскрибировать слово «сделавший». Лингвисты могут передавать звуки речи с разной степенью детальности, это зависит от цели транскрибирования. Транскрипция, которая отражает все важные различия между звуками и при этом не детальна излишне, выглядит так: [з’д’э́лəфшый]. Символ после «л» обозначает звук, похожий на нечто среднее между [а] и [ы]. Он находится после ударного слога, поэтому произносится кратко и нечётко.
Записать слово так, как оно звучит, — непростая задача. Для этого приходится анализировать отдельно каждый звук. С транскрипцией российские школьники знакомятся в пятом-шестом классе. Если бы делать фонетическую запись было просто, пришлось бы тратить на эту тему больше одного урока? Михаил Панов показывает, как выглядел бы текст, если бы мы делали его упрощённую фонетическую запись:
«Писать пришлось бы вот так. Нат каждым словам нужна была бы падумать: каг же ано праизносицца? Кажыцца, так, а можыд быть и эдак; улавить сваё праизнашения — вещ очинь трудная. И зьдесь йищо адна труднасьть: для таво, штобы пиридадь звучания нашый речи, в нашым алфавита нидастатачна букф. Ну, как, например, пиридадь звук [ə]? Нед для ниво асобай буквы. Можна писать букву а (зьдесь я так ы зьделал), но вить можна писать и букву ы, ана таг жа патхадящя и таг жа нипатхадящя для этава звука, каг буква а. Фсё равно: и так ы так нихарашо; пришлозь бы в алфавит ввадить новый буквы, и притом — нимала. Очинь многа звукаф, самых чястых, ни имеют у нас асобых букф для абазначения».
Соседние звуки влияют друг на друга не только внутри одного слова, но и на границах слов. Произнесите без паузы сочетания «с Шурой», «с Дорой», «с Тимой» и «с Димой». Во всех четырёх случаях предлог [с] будет звучать по-разному, поскольку соседствует с разными согласными — первыми звуками имён. Удобство русской орфографии заключается в том, что она почти всегда игнорирует такие позиционные изменения.
Русский и польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртене создал особый раздел лингвистики — фонологию. Она изучает, что в звуках речи существенно, а что второстепенно. Бодуэн де Куртене ввёл термин «фонема», который обозначает звук независимо от того, какие влияния он испытывает, какие на него ложатся «отсветы и блики».
Михаил Панов приводит пример: «В слове „головка“ такие звуки: [галофка]. А фонемы /головка/. Ведь [а] появилось под влиянием безударного положения. Безударность наложила свою печать на этот звук; чтобы узнать, какая фонема, надо освободить звук от этой печати: поставить в ударное положение. Здесь-то и придется вспомнить „гóловы“. Не будь влияния безударного положения, которое ослабляет, искажает облик фонемы, и звучало бы [о]. Звук [ф], а фонема /в/: [ф] появилось под влиянием соседнего звука [к]. Глухой потребовал глухости у соседа. Но без этого соседа было бы [в]: „головок“. И вот у нас готовый результат: это слово состоит из фонем /головка/. Так мы и пишем; это потому, что орфография у нас фонемная. И когда мы пишем „с Шурой“, „с Дорой“, „с Тимой“, „с Димой“, то мы в предлоге обозначаем именно фонему, т. е. звук, отвлеченный, освобожденный от всяких влияний».
Русская орфография фонемна, и это её главный плюс, считает Панов
От фонемного принципа есть отступления. Например, в приставках на -з/-с мы выбираем согласный в зависимости от следующей буквы. Это правило нельзя назвать полностью звуковым: в слове «безвкусный» пишется «з», но произносится [c], потому что оглушается всё сочетание согласных [сфк].
Фото: shutterstock / RimDreamНашу орфографию можно улучшить, если изменить то, что отступает от фонемного принципа. Больше всего несистемности вносят традиционные вкрапления, потому что их приходится просто заучивать. Например, правописание наречий «вдребезги», «из-под мышек», «в обрез», «поодиночке» и прочих. В этих словах тяжело найти какие-либо закономерности.
Ещё есть правила, которые запомнить легко, но которые тоже лишают орфографию единообразия. Например, мягкий знак на конце глаголов второго лица настоящего и будущего времени — «делаешь» / «сделаешь». Мы привыкли в этой форме всегда писать «ь», но он ведь не обозначает мягкость. Да и в предложении перепутать этот глагол с другой частью речи трудно.
В этой статье мы затронули только самые главные идеи из рассказа о русской орфографии. «Изборник» и «Мел» советуют прочитать книгу полностью. Из неё вы узнаете, как двигаются глаза при чтении, какие ещё бывают типы орфографии и почему частицы «не» и «ни» обязательно надо различать на письме. Книга Михаила Панова небольшая, сам автор отмечает, что о русской графике можно рассказать в сто раз больше. Но даже этот «минимум» — обещаем! — заставит по-новому посмотреть на скучные правила из школьных учебников.
Редактор текста — Полина Меньшова
Изображение на обложке: shutterstock / hramovnick
Расшифровать определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ транс-скрагиб ]
/ trænˈskraɪb /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: транскрибировать / транскрибировать на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
глагол (используется с дополнением), транскрипция, транскрипция.
для изготовления письменной копии, особенно машинописной копии (материала под диктовку, заметок, сделанных во время лекции, или другого устного материала).
сделать точную копию (документа, текста и т.п.).
для записи на другом языке или алфавите; перевести или транслитерировать: транскрибировать китайский язык английскими иероглифами.
Фонетика. представлять (звуки речи) в письменных фонетических или фонематических знаках.
Радио. производить запись (программы, объявления и т.п.) для передачи в эфир.
Музыка. аранжировать (композицию) для носителя, отличного от того, для которого она была изначально написана.
Генетика. для осуществления генетической транскрипции (матрицы молекулы ДНК).
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение расшифровки
1545–55; <Латинское transcribere — копировать, что эквивалентно trāns-trans- + scribere — писать. См. писец 1
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ ОТНОСИТЕЛЬНО транскрибировать
транскрибировать, существительное·транскрибировать, глагол (используется с дополнением), неправильно транскрибировать, неправильно транскрибировать. записывать, прилагательноепредварительно транскрибировать, глагол (используется с дополнением), предварительно транскрибировать, предварительно транскрибировать.
перетранскрибировать, глагол (используется с дополнением), перетранскрибировать, перетранскрибировать.не транскрибировать, прилагательное
Слова рядом транскрибировать транскраниальный, транскраниальная магнитная стимуляция, расшифровка, транскрипт, транскриптаза, транскрипция, транскриптом, транскристаллический
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Слова, относящиеся к расшифровке
расшифровывать, дублировать, интерпретировать, перепечатывать, воспроизводить, переписывать, переводить, выписывать, поглощать, замечать, записывать, визуализировать, записывать на пленку, передавать, транслитерировать, излагать, снимать, записывать на магнитную ленту
Как использовать расшифровку в предложение
Благодаря этой новой интеграции Otter Assistant теперь может присоединяться к собраниям и расшифровывать их на большем количестве платформ, даже если пользователь Otter не посещает собрание.
Otter.ai расширяет автоматический помощник транскрипции для Microsoft Teams, Google Meet и Cisco Webex|Аиша Малик|26 августа 2021 г.|TechCrunch
Разговоры и дебаты учащихся записываются, расшифровываются и сопоставляются в вычислительном облаке, которое помогает учителям адаптировать планы уроков в зависимости от того, как одноклассники взаимодействуют друг с другом.
ИИ: Питомец нового учителя|Тойлой Браун III|27 июля 2021 г.|Ози
В конце поездки сядьте и запишите это в дневник или просто оставьте в виде аудиозаметок.
Эти хаки помогли мне преодолеть 30 000-мильную поездку|agintzler|27 июля 2021 г.|Outside Online
Как и в более поздних работах, он часто общался с персоналом с помощью заметок, которые диктовались на записывающее устройство и расшифровывались секретарями.
Дональд Х. Рамсфелд, влиятельный, но неоднозначный министр обороны Буша, умер в возрасте 88 лет|Брэдли Грэм|30 июня 2021|Washington Post
Прошло еще два года, прежде чем IRS начала расшифровывать формы в электронном виде.
Повелитель Ротов: как технический магнат Питер Тиль превратил пенсионный счет среднего класса в не облагаемую налогом копилку на 5 миллиардов долларов | Джастин Эллиотт, Патрисия Каллахан и Джеймс Бэндлер | 24 июня 2021 г. | ProPublica
И мы могли делать копии этих цифровых файлов на наших компьютерах и расшифровывать где угодно и когда угодно.
Обнародование записей Никсона|Скотт Порч|7 августа 2014 г.|DAILY BEAST
У вас есть подруга, склонная расшифровывать свой день от завтрака до сна?
Семь лайфхаков, которые революционизируют ваш опыт работы с Facebook|Нина Строхлик|24 сентября 2013 г.|DAILY BEAST
Этот стакан теперь утерян, и я переписываю стихи из подробного описания этого замка, опубликованного в Париже.
Путешествие по югу Франции и внутренним районам провинций Прованс и Лангедок в 1807 и 1808 годах|подполковник. Пинкни
Поэтому я приведу из его книги некоторые из наиболее важных замечаний, касающихся этого вопроса.
Фредерик Шопен как человек и музыкант|Фредерик Никс
Мы выведем из него только одну фразу, столь же ясную, сколь и короткую.
Знаменитые путешественники и путешественники|Жюль Верн
Одной из ее первых задач было расшифровать только что написанный четвертый акт «Прометея на свободе».
Жизнь и письма Мэри Уоллстонкрафт Шелли, том I (из 2)|Флоренс А. Томас Маршалл
Через несколько дней я получил от Дидро записку, которую собираюсь расшифровать.
Признания Дж. Дж. Руссо, Полное издание|Жан Жак Руссо
Определения Британского словаря для расшифровки
расшифровки
/ (trænˈskraɪb) /
глагол (tr)
писать, печатать или распечатывать полностью речь, заметки и т. д. электрическая запись (программы или речи) для последующей трансляции
музыки для перезаписи (музыкального произведения) для инструмента или носителя, отличного от первоначально предназначенного; организация
вычислений
- для передачи (информации) с одного устройства хранения, такого как перфокарты, на другое, такое как магнитная лента
- для переноса (информации) с компьютера на внешнее запоминающее устройство
(обычно пассивный) biochem для преобразования генетической информации в (цепи ДНК) в цепь мессенджера РНК, особенно РНК См. также генетический код, перевод ( 6)
Производные формы слова «транскрибировать»
«транскрибируемый», «прилагательноетранскрибирующий», существительноеПроисхождение слова «транскрибировать»
C16: от лат. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Расшифровать определение и значение — Merriam-Webster
расшифровывать транс(т)-ˈскриб
переходный глагол
1
а
: сделать письменную копию
б
: для изготовления копии (надиктованной или записанной) от руки или на машине (например, пишущей машинке)
с
: перефразировать или резюмировать в письменной форме
г
: записать, записать
2
а
: представлять (звуки речи) с помощью фонетических символов
б
: смысл перевода 1a
с
: для переноса (данных) из одной формы записи в другую
г
: для записи (как на магнитную ленту) для последующей передачи в эфир0206 вызывать (ДНК или РНК) генетическую транскрипцию
транскрибатор существительное
Примеры предложений
Он переписал все письма своего прадеда. Речь сенатора была расшифрована .
струнный квартет Моцарта транскрипция для фортепиано
система, которая позволяет лингвистам
Недавние примеры в Интернете Как отмечает The Verge, многоцелевой инструмент распознавания объектов Google Lens уже может расшифровать рукописных заметок, хотя неразборчивый почерк неразборчив. — Марко Марселин, PCMAG , 19 декабря 2022 г. На данный момент система может легко транскрибировать
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «транскрипция».
История слов
Этимология
Латиница transscribere , из trans- + scribere писать — подробнее в scribe
Первое известное использование
1552, в значении, определенном в пункте 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование
Другие слова того же года транскраниальная магнитная стимуляция
расшифровывать
расшифровочная машина
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Транскрипция».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/transcribe. По состоянию на 25 января 2023 г.Копировать цитату
Детское определение
расшифровать
глагол
расшифровывать транс(т)с-криб
1
а
: сделать письменную копию
б
: для изготовления копии (надиктованной или записанной) от руки или на машине (например, на пишущей машинке)
2
: для представления звуков речи с помощью фонетических символов
расшифровщик существительное
Медицинское определение
транскрибировать
переходный глагол
расшифровывать tran(t)s-ˈkrīb
: вызывать (в виде ДНК) генетическую транскрипцию
0270
Тезаурус: Все синонимы и антонимы для расшифровать
Нглиш: Перевод расшифровать для говорящих на испанском языке
Последнее обновление: