Мотивация — Психологос

01 января 2006 г., 08:32

Фильм «Мулан»

Фильм «Лоуренс Аравийский»

​​​​​​​Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.

Мотивация обращается к чувствам, убеждение — к разуму. Мотивация оставляет человеку выбор, принуждение — нет. В отличие от воли, где человек добивается своего силой, прилагая усилия и преодолевая сопротивление в лоб, мотивация — способность добиваться своего, вызывая внутреннее побуждение. Двигать себя только на воле — нерентабельно, надеяться только на мотивацию — нереалистично↑.

​​​​​Виды мотивации

Разновидностей мотивации много. Мотивация других людей отличается от мотивации самого себя, от самомотивации. Мотивация бывает позитивная и негативная, мотивация «к» и мотивация «от», внешняя и внутренняя, извне и изнутри, реактивная и проактивная, в мягком и жестком стиле.

См.→

Управление мотивацией

Управление мотивацией — это создание мотивации, поддержание мотивации и удержание ее на нужном, оптимальном уровне. Мотивация создается следующими основными путями: через побуждение, через заставление и с помощью организации ситуации, см.→. В управлении мотивацией необходимо учитывать и личностные особенности. Процессника не мотивирует цель, для результатника радость процесса является маловажным стимулом. Женщина, если она живет как женщина, живет чувствами. Мужчина, если это мужчина — руководствуется умом. См.→

Мотивация и другие движущие силы человеческого поведения

Люди часто жалуются на то, что не могут себя поднять, не могут себя заставить делать даже то, что нужно, жалуются на нехватку жизненной энергии — и спрашивают: «Где мне найти мотивацию?» Такой вопрос может направить их поиск не туда, поскольку мотивация здесь может быть вовсе ни при чем. Мотивация — одна из главных, но не единственная движужая сила человеческого поведения, только один из источников жизненной энергии.

Решением может быть когда-то переход в режим миссии, когда-то — наработка нужных привычек. Когда-то нужно убрать внутренние блоки, мстюльки и жалость, а когда-то нужно просто отдохнуть. См.→

  • Мотивация
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (9):

Гость, 13 января 2014 г., 13:30

Прекрасный выбор фрагмента фильма. Иллюстрация в точку. Может быть не столько про мотивацию чувствами, сколько про выбор правильных аргументов и гибкость в переговорах — однако блестяще. Спасибо за новый взгляд на очень захватанную тему мотивации. Марина, психолог, коуч.

Гендальф, 17 марта 2015 г., 11:26

Достаточно интересная статья. Прочитал практически на одном дыхании.

happyzen, 21 апреля 2015 г., 13:45

Очень познавательная и интересная статья!

Виталий, 26 ноября 2015 г., 16:29

Классный урок, кстати по мотивации читал похожий материал на другом ресурсе, но здесь более понятно.

Гость, 13 декабря 2016 г., 19:58

Спасибо за ваши полезные публикации, всегда читаю с удовольствием)

Гость, 13 сентября 2017 г. , 16:45

Спасибо, хорошая статья!

Гость, 26 сентября 2017 г., 12:26

Познавательно и интересно.

Гость, 12 декабря 2017 г., 15:15

Спасибо! Как точно сказано о мотивации других.

Гость, 07 ноября 2020 г., 16:23

Ну, понятно… Читаем: «В отличие от воли, где человек добивается своего силой, прилагая усилия и преодолевая сопротивление в лоб, мотивация — способность добиваться своего, вызывая внутреннее побуждение». Мотивация, стало быть, позволяет добиваться своего, избавляя от приложения усилий. Есть внутреннее побуждение — и хватит. Хочешь стать чемпионом, напрягаться не нужно, достаточно внутреннего побуждения. Сумел его достичь, — езжай с ним на чемпионат, там обязательно медаль вручат. )

Материалы по теме:

24 июл. 2000 г.

Мотивация не для всех

Мотивация сейчас очень популярное слово, огромная часть современной психологии успеха говорит, как добавить себе мотивации и как это важно. Причём сразу не понятно, что такое мотивация. Я решил остановиться на самом простом варианте, мотивация дословно означает «желание делать».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мотивация и другие движущие силы человеческого поведения

В образном представлении, мотивация — это «морковка» для ослика. Другие, кроме мотивации, способы подвигать ослика, это использовать Стимулы, Видение ситуации и Организацию жизни, вызвать нужные чувства и состояния. Как говорил Аль Капоне, «Доброе слово и пистолет могут больше, чем просто доброе слово».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мотивация (ВВП)

Вы ведете машину по автостраде, пытаясь успеть на важное для вас интервью по приему на работу. Сегодня утром вы встали позднее, чем было нужно, поэтому вам пришлось отказаться от завтрака, а теперь вас мучает голод. Кажется, будто на каждом рекламном щите, мимо которого вы проезжаете, рекламируется еда — аппетитный омлет, сочные гамбургеры, прохладный фруктовый сок. В животе урчит, вы пытаетесь не обращать на это внимания, то вам это не удается. С каждым километром ощущение голода усиливается. Вы чуть не врезаетесь в едущую впереди машину, заглядевшись на рекламу пиццы. Короче, вы охвачены мотивационным состоянием, известным под названием голода.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Обращение к чувствам

Обращение к чувствам может происходить как открыто («Я обращаюсь к вашим чувствам»), так и скрыто: через механизмы вовлечения, заражения и внушения.

0Подробнее

01 янв. 2002 г.

Самомотивация: источник внутренней энергии

У многих молодых людей и девушек энергия бьет через край, они как будто с моторчиком. Те, кто по жизни «тормоза», им часто завидуют, но сами «моторчики» знают свою проблему: моторчик не всегда движет их в нужную сторону, человек с высокой энергетикой бывает трудно себя управлять, их иногда «заносит на поворотах». Когда жизненная энергия перестает плескать через край, собой управлять становиться проще. Однако бывает, что со временем — или после каких-то трудных событий — внутренний моторчик начинает сбоить и слабеть. Внутренняя энергия — уменьшается, человек замедляется или начинает время от времени входить в ступор.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Виды мотивации

Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Жизнь замечательных людей
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге

Популярные статьи:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Лидер
  • Субординация: уважаем руководителя
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора

Хиты недели:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Лидер
  • Субординация: уважаем руководителя
  • Никто никому ничего не должен?
  • Сигнальная функция эмоций

Мотивация | Мир Психологии

МОТИВАЦИЯ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.

п.) и установок в поведении субъекта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение) — мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.

По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов:

  1. Потребности и инстинкты как источники психической активности;
  2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности;
  3. эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения.

В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими.

От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их.

Различают Мотивацию низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Мотивация — cубъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающей совершать определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Мотивация — наиболее типичный способ употребления этого чрезвычайно важного, но дефиниционно неуловимого термина связан с пониманием его как процесса вмешательства или как внутреннего состояния организма, побуждающего или ведущего его к действию.

В этом смысле мотивация – побудитель поведения. Однако имеются некоторые вариации этой темы. Некоторые теоретики рассматривают состояние мотивации как состояние общего возбуждения без какой-либо определенной цели или направленности, но как то, что известно как общее побуждение или общее влечение. Фактически возникает такое поведение, как они утверждают, которое является доминирующим в этой конкретной ситуации. Большинство других теоретиков, с другой стороны, утверждает, что мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегдз анализироваться в терминах определенных целей и направленности.

Действительно, в исследовании человеческой психологической мотивации этот аспект обычно принимается как аксиома. Следовательно, мотивация здесь часто характеризуется представлением о том, что определенное поведение или поведенческая тенденция наблюдаются по причине наличия определенного мотивационного состояния. Обратите внимание, однако, что мотивация не является концепцией, которую можно использовать в качестве единственного объяснения поведения. Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа других переменных, к которым относятся и потребности или интенсивность влечения, побудительная ценность цели, ожидания организма, доступность соответствующих реакций (то есть усвоенных моделей поведения), возможное наличие находящихся в конфликте или противоречии мотивов и, конечно, бессознательные факторы. Наиболее современные исследования мотивации распадаются на три широких направления,

  • физиологическое, которое ставит своей целью анализ неврологических и биохимических оснований. Большинство работ здесь ограничено так называемыми первичными влечениями, такими как голод, жажда, поддержание температуры, избегание боли, секс и т.д., которые имеют чисто органическую основу. Например, см. гомеостаз влечений, лимбическая система,
  • Поведенческое, которое занимается в основном разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения. Обратите внимание, что эти два направления являются очень сильно взаимодополняющими. Например, см. влечение (и связанные статьи), побудитель, потребность,
  • Психологическое, которое ориентируется на объяснение сложных, усвоенных человеческих моделей поведения. За исключением использования многих сходных основных понятий, это последнее направление стоит совершенно отдельно от двух других. См. здесь потребность в достижении, потребность в аффилиации, потребность в иерархии, бессознательная мотивация.

В заключение обратите внимание, что проблема мотивации тесно переплетается с проблемой эмоций. Эмоциональные состояния имеют тенденцию обладать мотивационными свойствами, а побуждающие элементы мотиваци-онной диспозиции часто имеют сильную эмоциональную окраску. Кроме того, физиологические структуры, выделенные в одном контексте, имеют тенденцию быть вовлеченными и в другой.

предметная область термина

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ (от франц. motif — побудительная причина) — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.

МОТИВАЦИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЕ (Affiliation motivation) — cтремление некоторых индивидов к установлению социальных связей с другими людьми.

МОТИВАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ (МОТИВАЦИОННОЕ ЯДРО ВЫБОРОВ) — система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ мотивации межличностных выборов позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референтометрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторону процессов групповой дифференциации и интеграции. Характер мотивации межличностных выборов определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям.

Мотивационное ядро выборов является одним из основных социально-психологических феноменов межличностных отношений, позволяющих качественно оценить уровень социально-психологического развития группы и выявить мотивационные приоритеты практически каждого отдельного члена сообщества при выборе им конкретного партнера по взаимодействию и общению. В группах высокого уровня социально-психологического развития, то есть там, где межличностные отношения в существенной степени опосредствуются целями и содержанием просоциальной по направленности и личностно значимой практически для каждого деятельности, межличностные предпочтения основаны преимущественно на личностной персонализации индивида, что, в свою очередь обусловлено проявлением им своих личных достоинств и конкретных усилий в рамках совместной деятельности. Здесь даже социометрические выборы, отражающие факт избрания партнера в логике отношений симпатии и антипатии, все равно как бы «прогреваются» глубинными слоями межличностного взаимодействия, напрямую связанными с совместной деятельностью.

В группировках корпоративного типа чаще всего превалирующим основанием межличностного выбора или отвержения является статусно-ролевая принадлежность членов сообщества к тому или иному стратификационному слою в интрагрупповой структуре власти. Что касается диффузных групп, то при выборе партнера по взаимодействию и общению члены такого сообщества ориентируются, прежде всего, не на их вклад в достижение успеха совместной деятельности, а на внешние показатели, вызывающие деятельностно неопосредствованное чувство симпатии. В рамках теориия деятельностного опосредствования в 70—80-х годах XX века и в начале века XXI было осуществлено более 200 экспериментальных исследований с прямым целевым использованием методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов (речь идет лишь о тех работах гипотетическая составляющая которых была построена таким образом, что исследовательские предположения не могли быть проверены без использования именно этой экспериментальной процедуры). Основные закономерности и зависимости, выявленные в рамках этих работ, а также богатый эмпирический материал, накопленный в их рамках, изложены в коллективных монографиях «Психологическая теория коллектива» (М., 1979) и «Психология развивающейся личности» (М., 1987), а также в учебном пособии М. Ю. Кондратьева «Социальный психолог в общеобразовательном учреждении» (М., 2007). Подробное описание процедурной части методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов, а также алгоритма обработки данных и их интерпретации осуществлено в третьей части настоящей «Азбуки».

Практический социальный психолог, профессионально работающий с конкретной группой или организацией, зафиксировав факт избирательного отношения одного члена общества к другому, должен, прежде всего, выяснить мотивационное ядро подобного выбора, так как, не имея этой информации, невозможно, с одной стороны, адекватно определить уровень социально-психологического развития конкретного сообщества, а с другой — реалистично оценить характер межличностной предпочтительности в конкретной диаде партнеров по взаимодействию и общению.

АТАРАКТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ — заключается в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения эмоционального дискомфорта.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Мотивация — Психология мотивации

Ключевые цифры и теории


Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу был гуманистическим психологом, который считал, что люди мотивированы выживанием и другими потребностями. Потребности, которые он определил, были физиологическими, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, уважении и самоактуализации.

  • Физические потребности: пища, вода, сон
  • Охрана/безопасность: убежище, безопасная среда
  • Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
  • Уважение: уважение, самоуважение, признание
  • Самореализация: раскрытие полного потенциала человека

Он организовал эти потребности в треугольник, который назвал иерархией потребностей. Маслоу считал, что у всех людей есть врожденное желание или стремление к самореализации; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Наиболее важными для жизни потребностями являются те, которые обеспечивают физическую поддержку, такие как пища, вода и кров. Маслоу заявил, что люди должны были удовлетворить эти основные потребности, прежде чем другие потребности, такие как уважение и принадлежность, могли быть удовлетворены.


Исходное изображение: http://en.wikipedia.org/wiki/Maslow’s_hierarchy_of_needs

Фредерик Герцберг
Фредерик Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, основанную на его исследовании удовлетворенности работой. Его теорию также называют теорией мотивации и гигиены. Мотивационная часть его теории гласит, что люди мотивированы на поведение, которое обеспечивает рост и личное удовлетворение. Гигиена относится к физическому и эмоциональному комфорту. Герцберг считал, что люди мотивированы избегать лишений. Например, люди работают, чтобы избежать увольнения или потери зарплаты. Вы можете заметить, что его двухфакторная теория звучит знакомо с моделью внутреннего и внешнего. Мотивация будет считаться внутренней, в то время как гигиена соответствует внешней мотивации.

Еще одна важная часть этой теории заключается в том, что мотивация может приносить положительное удовлетворение, но если ее не удовлетворить, она не обязательно вызовет неудовлетворенность. С другой стороны, гигиенические факторы не будут мотивировать человека к действию, но при их несоблюдении вызовут неудовлетворенность. Другими словами, люди, которые получают большие преимущества на своей работе, не обязательно будут мотивированы работать усерднее. Однако если у них нет никаких преимуществ, они будут несчастны или неудовлетворены. С точки зрения мотивации, люди могут получать большее удовлетворение от своей работы, если они чувствуют себя компетентными и получают достаточно сложные задачи. Если им не будут предоставлены возможности для роста, это не означает, что их удовлетворенность работой снизится.

Clayton Alderfer
Clayton Alderfer расширил теорию Маслоу и разделил потребности на 3 категории; существование, родство и рост (ERG). Потребность в существовании по Альдерферу относится к физическим потребностям, таким как пища, вода, кров и т. д. Потребность в отношениях — это потребность в отношениях с другими людьми. Потребности роста относятся к необходимости полностью раскрыть свой потенциал. Вы увидите, что они очень похожи на потребности в иерархии Маслоу. Однако, вопреки теории Маслоу, Альдерфер считал, что потребности удовлетворяются не в каком-либо порядке, а одновременно в разной степени. Некоторые люди отдают больший приоритет «высшим потребностям», чем «низким». кто-то тратит больше времени на изучение и удовлетворение своих потребностей роста, чем на еду или сон.

Последний пункт теории ЭРГ — это идея регрессии фрустрации. Если потребность более высокого порядка, такая как рост, не удовлетворяется, человек регрессирует к более легкой потребности и сосредотачивает больше энергии на удовлетворении этой потребности. Модель Альдерфера также учитывает, как потребности людей меняются со временем в зависимости от их окружения и восприятия опыта.

Дуглас МакГрегор
Дуглас МакГрегор предложил «Теорию X» и «Теорию Y» для объяснения мотивации на рабочем месте. Его Теория X заключалась в том, что люди избегают работы, потому что она им не нравится. (это глубокомысленно или что?) Люди, соответствующие критериям теории x, не амбициозны, они хотят выполнять минимум требуемой работы и выполняют задачи только для обеспечения занятости. С другой стороны, «Теория Y» относится к людям творческим и стремящимся к ответственности. Эти люди обычно амбициозны и получают удовлетворение от работы.

МакГрегор считал, что если понять мотивы работы, менеджеры смогут встречаться с работниками их уровня и использовать правильные стратегии для мотивации каждого типа. Например, если вы работаете по принципу «теория х», то у вас не будет мотивации стараться больше, если наградой будет продвижение по службе. Для вас повышение означало бы больше ответственности и больше работы, которую вы не хотели делать. Поэтому мне пришлось бы использовать такую ​​тактику, как обзоры производительности, по которым вам нужно было бы получить высокие баллы, чтобы сохранить свою работу.

Дэвид Макклелланд
Дэвид Макклелланд предложил теорию о том, что у людей не только есть потребности, но и у них появляется больше потребностей по мере взросления. Его теория, теория приобретенных потребностей, состояла из трех конкретных потребностей; достижения, принадлежность и власть. Достижение – это необходимость справляться с задачами и добиваться успеха. Принадлежность – это потребность формировать позитивные отношения. И, наконец, власть — это потребность контролировать или иметь власть над другими.

Макклелланд выдвинул гипотезу, что наш опыт, особенно наш ранний детский опыт, определяет, какая из этих трех потребностей будет развиваться и в какой степени. Следовательно, у меня, как у взрослого, есть потребность контролировать других (власть), тогда власть и контроль были вещами, которые были подкреплены в детстве или произошло что-то, что заставило меня хотеть контролировать других.

Виктор Врум
Виктор Врум отвечал за теорию ожидания. Эта теория утверждает, что если человек верит, что он или она может что-то сделать, то он с большей вероятностью добьется этого. Мысли и усилия жизненно важны для этой теории, потому что, если кто-то не думает, что может выполнить задачу, он или она вряд ли приложит много усилий. Поэтому мотивация снижается. Неудача не мотивирует человека стараться больше. Успехи, даже если они небольшие, мотивируют людей совершенствоваться.

Стейси Адамс
Теория справедливости Стейси Адамс основана на сравнениях и равенстве. Она считала, что люди были мотивированы, если чувствовали, что получают компенсацию, равную тому, что получали другие. Обычный сюжет, изображаемый на телевидении в старшей школе, — это ситуация, в которой один ученик подвергается дискриминации до такой степени, что он или она всегда получает низкие баллы, независимо от того, какое домашнее задание сдано. В этом сюжете никто не верит ученику, поэтому он или она меняет домашнюю работу с одноклассником, известным своими высокими оценками. В конце концов, ученик все равно получает низкую оценку, а отличник учится хорошо, несмотря на то, что они поменялись домашним заданием.

Это пример того, как неравенство может привести к снижению мотивации для обоих учащихся. Отличник не почувствует одобрения своих усилий, а другой ученик, возможно, бросит занятия. Согласно теории Стейси, если существует неравенство или «несправедливость», люди будут увеличивать или уменьшать свои усилия, они могут оспаривать неравенство и требовать справедливости или даже полностью уходить.

Б. Ф. Скиннер
Скиннер считал, что люди мотивированы наградами. Теория Скиннера, оперантное обусловливание, касается подкрепления и наказания. Подкрепление — это стимул, который дается сразу после поведения, что увеличивает вероятность повторения целевого поведения. Наказание — это стимул, который дается сразу после поведения, что снижает вероятность повторения целевого поведения. Подкрепление и наказание также делятся на 2 типа: положительные и отрицательные. Положительное — это то, что добавляется, а отрицательное — что-то убирается. Эти типы перечислены в следующей таблице:

  Усиление Наказание
Положительный Что-то добавлено, чтобы увеличить вероятность возникновения поведения Что-то добавлено, чтобы уменьшить вероятность возникновения поведения
Отрицательный Что-то (обычно неприятное) убрано, чтобы увеличить вероятность того, что поведение произойдет Что-то (обычно приятное) у нас отобрали, чтобы уменьшить вероятность поведения

Примером мощного отрицательного подкрепления является кричащий ребенок. Звук настолько раздражает, что многие взрослые дадут ребенку все, что он или она хочет, чтобы прекратить крик. Ребенок перестанет кричать (уберет пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей конфету (повышает вероятность того, что такое поведение произойдет). Поэтому ребенок использовал отрицательное подкрепление, чтобы побудить взрослого к действию, например, давать конфеты. К сожалению, родитель использовал положительное подкрепление, уступая ребенку, что будет мотивировать ребенка, и в будущем у него будет больше истерик!

Стивен Рейсс
Стивен Рейсс считал, что мотивация зависит от желаний человека. Рейсс определил 16 желаний, которые, по его мнению, влияли на поведение, власть, независимость, любопытство, принятие, порядок, спасение, честь, идеализм, социальные контакты, семью, статус, месть, романтику, еду, физические упражнения и спокойствие.

Как и Клейтон Алдерфер, Рейсс заявил, что эти желания очень индивидуальны. У людей эти желания бывают в разных комбинациях и в разном количестве, т. е. люди отдают предпочтение одним желаниям по сравнению с другими желаниями. Рейсс считал, что проблемы с мотивацией возникли в результате игнорирования этих индивидуальных желаний.

Майкл Аптер
Майкл Аптер разработал реверсивную теорию мотивации. Теория обращения разделена на 4 домена:

  • Средства/Цели: человек может быть мотивирован либо потому, что он или она хочет достичь цели, либо потому, что ему или ей нравится заниматься деятельностью.
  • Конформный/Мятежный: этот домен относится к правилам. Либо человек мотивирован следовать правилам, либо он хочет быть свободным от каких-либо ограничений.
  • Мастерство/сочувствие: в этой области человек руководствуется властью и контролем или состраданием.
  • Аутик/Аллоик (Сам/Другой): Это означает, что человек руководствуется личными интересами или интересами других.

Интересным моментом теории Аптера является то, что мотивация меняется и колеблется. Человек может пройти «бунтарскую стадию», а затем переключиться на мотивацию следовать правилам. Другим примером является человек, который иногда проявляет сострадание к дрессировщику сковороды, а иногда очень груб с ним.

Альберт Бандура
Альберт Бандура ввел термин «самоэффективность» для описания мотивации. Самоэффективность — это вера человека в свою способность и способность решить проблему в любой будущей ситуации. Например, если человек считает, что он блестящий ученый и может завершить любой научный эксперимент, он обладает высокой самоэффективностью в науке, потому что верит в свою компетентность для проведения будущего эксперимента. Правда ли, что он блестящий в науке или нет, на самом деле не имеет значения, важно только то, во что он верит.

Бандура заявил, что самоэффективность влияет на мотивацию целей, действий и успехов (или неудач) человека в жизни. Например, если ваша самоэффективность в какой-либо области намного ниже ваших способностей, у вас не будет мотивации бросать себе вызов или совершенствоваться. Если ваша самоэффективность в какой-либо области намного выше, чем ваши способности, вы можете сначала быть мотивированными, но затем будете ставить слишком высокие цели, которые не сработают, что также приведет к снижению мотивации. Идеальная самоэффективность немного выше способностей человека: достаточно высока, чтобы быть сложной, но при этом оставаться реалистичной.

Еще одним важным вкладом Бандуры является его теория социального обучения. Он заявил, что люди будут повторять поведение, которое, как они видят, делают другие, если они также видят полученную награду. Таким образом, люди мотивированы копировать действия других, потому что они верят, что они также будут вознаграждены.

Мотивационное интервью
Мотивационное интервью — это терапевтическая техника, разработанная Уильямом Миллером и Стивеном Роллником. Их теория мотивации заключается в том, что люди мотивированы к изменению, когда есть несоответствие между тем, где они находятся в настоящий момент, и тем, где они хотят быть. Частью мотивационного интервьюирования является подчеркивание этого несоответствия без конфронтации. В мотивационном интервью конфронтация рассматривается как контрпродуктивная, поскольку она вызывает оборонительную позицию или сопротивление изменениям. Идея состоит в том, чтобы заставить человека определить свое собственное несоответствие и желание измениться, а не терапевта, говорящего ему, что делать. Рассмотрим следующий сценарий.

Мужчина приходит на терапию недобровольно, потому что суд запретил ему получать вождение в нетрезвом виде. Мужчина не хочет быть там, поэтому одна цель терапии — заставить его изменить свое отношение, а другая цель — заставить его осознать влияние употребления алкоголя на его поведение. Что касается DUI мужчины, терапевт может спросить его, что ему нравится в употреблении алкоголя. Затем терапевт спрашивал, есть ли что-то, что ему не нравится в употреблении алкоголя. Это приводит мужчину к выявлению плюсов и минусов своего собственного поведения, и, надеюсь, затраты (или несоответствие) побудят его отказаться от употребления алкоголя или сократить его употребление.

Мотивация | Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение внутренней и внешней мотивации
  • Поймите, что инстинкты, снижение влечения, самоэффективность и социальные мотивы были предложены в качестве теорий мотивации
  • Объясните основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

 

Почему мы делаем то, что делаем? Какие мотивы лежат в основе нашего поведения? Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели. Помимо биологических мотивов, мотивы могут быть внутренними (возникающими из внутренних факторов) или внешними (возникающими из внешних факторов) ([ссылка]). Внутренне мотивированное поведение осуществляется из-за чувства личного удовлетворения, которое оно приносит, в то время как внешне мотивированное поведение осуществляется для того, чтобы получить что-то от других.

Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, а внешняя мотивация исходит извне.

Подумайте, почему вы сейчас учитесь в колледже. Вы здесь, потому что вам нравится учиться и вы хотите получить образование, чтобы стать более разносторонним человеком? Если да, то вы внутренне мотивированы. Однако если вы здесь, потому что хотите получить высшее образование, чтобы сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, то ваша мотивация носит более внешний характер.

В действительности наши мотивы часто представляют собой смесь как внутренних, так и внешних факторов, но характер сочетания этих факторов может меняться со временем (часто таким образом, который кажется нелогичным). Есть старая поговорка: «Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», означающая, что если тебе нравится то, чем ты занимаешься, работа не кажется… . . ну работай. Некоторые исследования показывают, что это не обязательно так (Daniel & Esser, 1980; Deci, 1972; Deci, Koestner, & Ryan, 19). 99). Согласно этому исследованию, получение некоторого вида внешнего подкрепления (т. е. оплаты) за поведение, которое нам нравится, приводит к тому, что это поведение рассматривается как работа, которая больше не приносит того же удовольствия. В результате мы можем тратить меньше времени на эти переклассифицированные модели поведения в отсутствие какого-либо внешнего подкрепления. Например, Одесса любит печь, поэтому в свободное время печет для удовольствия. Часто после того, как она заполнила полки в продуктовом магазине, она часто готовит выпечку по вечерам, потому что ей нравится печь. Когда сотрудник отдела хлебобулочных изделий магазина уходит с работы, Одесса претендует на его должность и переводится в отдел хлебобулочных изделий. Хотя ей нравится то, что она делает на своей новой работе, через несколько месяцев у нее больше нет желания состряпать вкусняшки в свободное время. Выпечка стала такой работой, что изменила ее мотивацию ([ссылка]). То, что испытала Одесса, называется эффектом сверхоправдания: внутренняя мотивация уменьшается, когда дается внешняя мотивация. Это может привести к угасанию внутренней мотивации и возникновению зависимости от внешних вознаграждений за непрерывную работу (Deci et al., 19).99).

Исследования показывают, что когда то, что мы любим делать, например глазурь тортов, становится нашей работой, наши внутренние и внешние мотивы для этого могут измениться. (кредит: Агустин Руис)

Другие исследования предполагают, что внутренняя мотивация может быть не так уязвима для эффектов внешнего подкрепления, и на самом деле такие подкрепления, как словесная похвала, могут фактически усиливать внутреннюю мотивацию (Arnold, 1976; Cameron & Pierce, 1994). В этом случае мотивация Одессы заниматься выпечкой в ​​свободное время может оставаться высокой, если, например, клиенты будут регулярно хвалить ее навыки выпечки или украшения тортов.

Эти очевидные расхождения в выводах исследователей можно понять, приняв во внимание несколько факторов. Во-первых, физическое подкрепление (например, деньгами) и словесное подкрепление (например, похвала) могут совершенно по-разному воздействовать на человека. На самом деле материальные вознаграждения (т. е. деньги) имеют тенденцию оказывать более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем нематериальные (т. е. похвала). Кроме того, ожидание внешнего мотиватора со стороны человека имеет решающее значение: если человек ожидает получить внешнее вознаграждение, то внутренняя мотивация для выполнения задачи имеет тенденцию к снижению. Однако если такого ожидания нет, а внешняя мотивация преподносится как неожиданность, то внутренняя мотивация к выполнению задачи, как правило, сохраняется (Deci et al., 19).99).

В образовательных учреждениях учащиеся с большей вероятностью будут испытывать внутреннюю мотивацию к обучению, когда они чувствуют чувство принадлежности и уважения в классе. Эта интернализация может быть усилена, если оценочным аспектам в классе не уделяется должного внимания, и если учащиеся чувствуют, что они осуществляют некоторый контроль над учебной средой. Кроме того, предоставление учащимся заданий, которые являются сложными, но выполнимыми, наряду с обоснованием участия в различных учебных мероприятиях может повысить внутреннюю мотивацию для выполнения этих заданий (Niemiec & Ryan, 2009). ). Возьмем Хакима, студента первого курса юридического факультета, который в этом семестре изучает два курса: семейное право и уголовное право. У профессора семейного права довольно пугающий класс: он любит ставить студентов в тупик, задавая сложные вопросы, из-за чего студенты часто чувствуют себя униженными или смущенными. Оценки выставляются исключительно на основе викторин и экзаменов, и инструктор вывешивает результаты каждого теста на двери класса. Напротив, профессор уголовного права способствует обсуждениям в классе и уважительным дебатам в небольших группах. Большая часть оценок за курс не основана на экзаменах, а сосредоточена на разработанном студентом исследовательском проекте по проблеме преступности по выбору студента. Исследования показывают, что Хаким будет менее внутренне мотивирован на своем курсе семейного права, где студенты запугиваются в классе, а упор делается на оценки, проводимые учителем. Хаким, вероятно, испытает более высокий уровень внутренней мотивации на своем курсе уголовного права, где обстановка в классе поощряет инклюзивное сотрудничество и уважение к идеям, а студенты имеют больше влияния на свою учебную деятельность.

Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение определяется рядом инстинктов, которые помогают выживанию ([ссылка]). С биологической точки зрения инстинкт — это видоспецифичная модель поведения, которой не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г.В 2000-х годах было экспериментально продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения (вспомните, когда вы узнали об условной реакции страха, предложенной Уотсоном в «Маленьком Альберте») (Faris, 1921).

(а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

Согласно теории влечений мотивации, отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, голод), которые заставят вас искать и потреблять пищу ([ссылка]). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. Привычка — это модель поведения, которую мы регулярно практикуем. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью будем повторять это поведение всякий раз, когда сталкиваемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 19).96).

Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Как вы помните из своего исследования обучения, эти теории утверждают, что существует оптимальный уровень возбуждения, который мы все пытаемся поддерживать ([ссылка]). Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Берлин, 19 лет).60). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задачи. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

Так какой же оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркс (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности выполняемой задачи ([ссылка]). Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона, который гласит, что простая задача лучше всего выполняется при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.

Лучше всего выполнять задачу, когда уровень возбуждения находится в среднем диапазоне, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низком уровне возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоком уровне возбуждения.

Самоэффективность и социальные мотивы

Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя предыдущее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий в отношении последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al., 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

Иерархия потребностей Маслоу

В то время как теории мотивации, описанные ранее, связаны с основными биологическими влечениями, индивидуальными характеристиками или социальным контекстом, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды ([ссылка]).

Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

 

Ссылка на обучение

Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.