Цель и мотивы деятельности

30.03.2013

Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях.

«Рефлекс цели», как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.

Ключевые слова: Деятельность, Мотивы

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Задачи и мотивы деятельности

Теплов Б. М., Психология

Понятие деятельности

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Понятие мотива

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Чувства и деятельность

Теплов Б.М., Психология

Виды деятельности человека

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Процедуры и методы психологического анализа деятельности

Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с….

Общие характеристики деятельности

Какую деятельность следует считать творческой

Е.

П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

4. Мотивы и цели деятельности.

Цель – желаемый результат, модель потребного будущего. В отличие от мотвиа цель осознана. Побуждаемый теми или иными мотивами субъект ставить перед собой цели.

Мотив и цель могут переходить друг в друга. Цель, одалживая у мотива побудительную силу, может стать мотивом (сдвиг мотива на цель): например, девушка поступает в институт ради молодого человека, а затем начинает втягиваться в учебу, ей становится это гораздо интереснее. Мотив может превратиться в мотив – жизненную цель

. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.

Цели и мотивы могут не совпадать. Вспомним пример Леонтьева с загонщиком. Люди охотятться на зверя для того, чтобы утолить голод. Одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл. Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его. А вот третья группа людей совершает действие,

предмет (цель – отогнать от себя зверя) которого и мотив (предмет потребности – утолить голод) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя, чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования. В данном случае предмет деятельности (мотив) и предмет действия (цель) между собой фактически противоположны! И А.
Н.Леонтьев: процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой – действия.

Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами.

Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.

Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл. Чувственная ткань – это система ощущений от разных органов чувств, является связью между субъектом и предметным миром. Биодинамическая ткань – обьобщенное выражение пердметных действий и движений, строящих образ.

Значения – это обобщенное отражение наиболее существенныхь для объекта свойств мира.

Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.

Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.

Способы осознания мотива:

1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие

мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.

2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.

Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов. То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.

Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.

3) Мотивы – жизненные цели. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.

4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.

Деятельность: Мотивация – выявление личных мотиваторов

Следующее задание было предоставлено Шей МакКоннон (Еще лучшее место для работы) и является одним из серии безопасных, коротких и веселых занятий по ряду ключевых тем вовлечения, таких как обратная связь, преодоление разногласий, сопричастность, открытость, мотивация и чувство ценности. Это идеально подходит, когда время ограничено, и вы ищете быстрое занятие для повышения уровня вовлеченности, и его можно использовать как часть командного собрания, обеда и обучения и т. д. или в сочетании с другими действиями для более длительного занятия.

Это конкретное задание можно использовать для выявления личных мотиваторов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИДЕАЛЬНАЯ РАБОТА

Цель:  Помочь людям понять свои мотивационные факторы и изучить способы их более полного удовлетворения в команде. Эта конкретная деятельность направлена ​​​​на выявление личных мотиваторов.

Размер группы: Группы по 3-4 человека

Время:  20+ минут

Материалы:  Пакет мотивационных карточек для каждой группы и лист Motivation@Work.

Инструкции:

Фаза 1

  1. Сформируйте группы по 3–4 человека и раздайте каждой группе по пачке мотивационных карточек.
  2. Эти карты раскладываются на столе лицевой стороной вверх.
  3. Вращайте ручку, чтобы выбрать кого-нибудь для начала.
  4. Этот человек думает об идеальной работе для него/нее, но не говорит команде, что это за работа.
  5. Работа может быть связана или не связана с их текущей ролью или компанией, например. телепродюсер, профессиональный теннисист и т. д.
  6. Он/она выбирает 6 карточек, которые как-то связаны с их идеальной работой.
  7. Пустые карточки можно использовать для представления аспектов работы, не охваченных этими карточками.
  8. Ранг заказа этих 6 карт.
  9. Остальные должны угадать, что это за идеальная работа по этим 6 карточкам.
  10. Выбранный человек раскрывает свою идеальную работу только после того, как все обсудили и угадали ответ.

Этап 2

  1. Выбранный человек теперь просматривает каждую карточку по очереди, указывая, присутствует ли этот мотивационный двигатель на его/ее текущей работе.
  2. Выбранный человек перемещает карточку вправо, чтобы указать на пробел, т. е. когда потребность не удовлетворяется на текущей работе — немного вправо, чтобы указать на небольшой пробел, и намного вправо, чтобы показать больший пробел.
  3. Остальные теперь исследуют с выбранным человеком, как он/она может быть еще более мотивирован, т.е. решают проблему, как уменьшить размер разрыва.
  4. Дайте выбранному человеку лист Motivation@Work для заполнения.
  5. Повторите это действие с остальными в группе.

Этап 3

  1. Соберите команду и обсудите
    • Насколько полезным было это занятие?
    • Было бы полезно поделиться заполненными листами Motivation@Work с руководителем группы?
    • Что мы можем сделать, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации в команде?
    • Есть ли какие-либо командные или личные цели, о которых мы хотели бы договориться?
  2. Запишите все согласованные командные или личные цели

Посмотреть и скачать

Глава 4 Запрет активности | Неявные мотивы

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

Langens, Thomas A. ,

‘Глава 4 Ингибирование активности’

,

Неявные мотивы

(

New York,

2010;

Online EDN,

Oxford Academacm. 1 мая 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195335156.003.0004,

, по состоянию на 11 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНеявные мотивыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНеявные мотивыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

. . Эта глава начнется с краткого изложения истории концепции ИИ и его измерения в вербальном материале, за которым последует исследование роли ИИ в выражении имплицитных мотивов и регуляции эмоций, а также некоторые предположения о предшественниках развития ИИ. ИИ. Наконец, в главе представлена ​​модель, объединяющая различные данные об ИИ, предполагающая, что ИИ не нейтрализует эмоциональные или мотивационные импульсы, а скорее приводит к их усилению и более замедленному и утонченному выражению в поведении.

Ключевые слова: торможение деятельности, мотивационное сдерживание, регуляция эмоций, имплицитные мотивы, саморегуляция

Предмет

Социальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.