Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 1

На этой странице вы узнаете:
  •  Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?
  • Откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?
  • Оксюморон — почему мы пишем имя исполнителя с ошибкой?

Метафоры, анафоры, эпифоры и другие слова с похожими окончаниями. В этой статье мы разберемся, чем отличаются эти понятия и как найти средства выразительности в произведениях.

Средство художественной выразительности

У литературных произведений есть свой особый язык. Мы знаем, что в любом языке есть свои правила и особенности. У художественного литературного языка тоже есть характерные черты, и они заключается в красочности, образности, эмоциональности. Что же придает литературному языку такие свойства? Ответ — лучшие друзья литературы — средства художественной выразительности.

Средство художественной выразительности — инструмент, средство, речевой оборот, который придает высказыванию красочный, образный характер.

Типы средств выразительности

Мы уже поняли, что средства художественной выразительности — это основа литературного слога. Их очень много, поэтому литературоведение разделяет их на типы: тропы и фигуры речи. Отдельным видом средств художественной выразительности также выделяют звукопись.

Зачем же нужны эти бесконечные классификации? Мы не будем на них злиться. Они помогают упорядочить все средства выразительности и понять их смысл. Без этого разделения средства художественной выразительности бы перемешивались и  путались.

Средства художественной выразительности без типовСредства художественной выразительности, упорядоченные по типам

Тропы

Тропы — слова или словосочетания, употребленные не в прямом, а в переносном значении. К тропам относятся эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, перифраз, гипербола, литота, оксюморон, эвфемизм.

Кроме тропов выделяют и другой тип средств художественной выразительности — фигуры речи. О фигурах речи мы подробнее поговорим в статье «Средства художественной выразительности. Часть 2».

Тропы, как мы уже сказали, выделяются по критерию переносного значения. Они бывают очень разные. Они отличаются теми методами, с помощью которых слово переносят из прямого значения в образное. О том, чем тропы друг от друга отличаются мы и поговорим в этой статье.

Виды т

ропов

1. Эпитет.

Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными. 

Давайте научимся отличать образное определение от обычного! 

«Горячий дым» — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом.

«Кудрявый дым» — это образное определение, ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она поминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное используется в переносном значении. 

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Дальше поговорим про тропы, которые на первый взгляд кажутся очень похожими.

Рассмотрим сравнение и метафору и их различия.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например:

«Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».

Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем. что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.

А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:

«Взгляд режет душу» — мы не называем ножножь (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.

Этот троп и называется метафорой.

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?

Посмотрим на примеры:

 «Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора)

В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.  

В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.

Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и таким образом скрыто сравниваем сердце с огнем. Проще говоря, мы не называем второй объект (огонь) и только намекаем на него (словом «горит»). 

Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотая 
На груди утёса-великана

Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

С метафорами и сравнениями разобрались. Двигаемся дальше!

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.

Посмотрим на эти примеры:

«Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе деревянными ставнями и заплесневелыми бревнами»

Представь, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений! Образность спасает нас от скучного языка, разрешая нам видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.

Теперь разберемся с другими тропами.

Метонимия — троп, состоящий в употреблении одного слова, выражения вместо другого на основе близости, смежности понятий.

Метонимия очень часто используется даже в повседневной жизни. Ты, наверняка, слышал от школьного учителя фразу: «Класс зашумел». На самом деле, тут скрывается метонимия. Вместо того, чтобы сказать «ученики зашумели» используется слово «класс» — смежное понятие. Давай посмотрим на другие примеры использования метонимии:

«Я читаю Гоголя»  вместо «Я читаю книгу Гоголя» — заменяем книгу на имя автора

А вот как это проявляется в литературе: 

Сюда по новым им волнам 

Все флаги в гости будут к нам…

(отрывок из «Медного всадника» А.С.Пушкина)

В отрывке «флаги» заменяют страны, государства. 

Что же происходит в этих примерах? Мы переносим свойства одного предмета на другое. Ты можешь увидеть, что словосочетание с метонимией становится более коротким и  емким. Именно поэтому метонимия — такое употребляемое в повседневной речи средство.

Аллегория — выражение обобщенного, абстрактного понятия в конкретном образе.

Аллегории мы можем найти в баснях. Это самый яркий пример использования тропа, хоть и не единственный.  

Например, вспомним басни И.А.Крылова. Да-да, это те самые басни, где лиса ворует у вороны сыр, а муравей работает все лето, пока стрекоза веселится. В баснях изображаются животные и предметы, но речь идет о пороках людей. Получается такое завуалированное высмеивание недостатков людей.

Например, в уже упомянутой басне «Ворона и лисица» образ лисы — воплощение хитрости. Это качество — единственное в ее характере. Она хвалит ворону, чтобы та запела и выронила из клюва сыр. Так, лиса — это аллегория хитрости. 

А ворона в том же произведении становится аллегорией доверчивости и падкости на лесть. Ведь она все-таки запела и выронила сыр. Так мы видим, что автор берет абстрактное понятие и передает его в конкретном образе, дает ему более осязаемое и понятное воплощение через аллегорию.

Еще аллегория  помогает никого не обидеть. Ведь если изобразить животное вместо человека, то можно немного скрыть свою идею. Это похоже на современный дисклеймер:

 Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно!

Двигаемся дальше и приветствуем перифраз!

Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.

Перифраз используется в нашей жизни не реже остальных средств художественной выразительности. Например, мы часто говорим «царь зверей», подразумевая льва, знаем, что «сахар» можно назвать «белой смертью». Перифраз помогает нам завуалированно высказать свои мысли, не повторять одинаковые слова.

А вот пример перифраза в литературном произведении:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

(А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Медный Всадник»)

Здесь Пушкин заменил «Петроград» словосочетанием «Петра творенье».

Теперь рассмотрим разновидность перифраза — эвфемизм:

Эвфемизм — это замена грубых, неприличных или неуместных в данном контексте выражений нейтральными словами или словосочетаниями.

Как часто нам хочется высказать свое мнение не самыми приличными словами! Мы, однако, решаем заменить пришедшее в голову сочетание звездочек и решеток на более культурные варианты.

На самом деле, эвфемизм не ограничивается заменой грубых слов. Иногда он просто прячет неприглядные явления. Например, обратимся к отрывку из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина: 

«Так, например, известно было, что, находясь при действующей армии провиантмейстером, он довольно непринужденно распоряжался казенною собственностью и облегчал себя от нареканий собственной совести только тем, что, взирая на солдат, евших затхлый хлеб, проливал обильные слёзы». 

«Так, например, известно было, что, находясь при действующей армии провиантмейстером, он довольно непринужденно распоряжался казенною собственностью и облегчал себя от нареканий собственной совести только тем, что, взирая на солдат, евших затхлый хлеб, проливал обильные слёзы».  

Что же спряталось за выделенной фразой? Казнокрадство и коррупция. Вот так эвфемизм оказывается задействован в сокрытии преступления. 

Гипербола

Теперь узнаем, откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?

Получаются они благодаря гиперболе.

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, и мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим яно большее количество.

Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это мы и называем гиперболой

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —
         воды партизаны —
взбираются
      ввысь
         с океанского рва,
до неба метнутся
         и падают заново,

(В. Маяковский, отрывок стихотворения «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно, скажем мы! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Литота

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;

   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

Оксюморон

Двигаемся дальше и знакомимся с оксюмороном

Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.

Оксюморон — почему мы пишем имя исполнителя с ошибкой?

На самом деле, никакой связи между этим тропом и рэп-исполнителем нет. Однако мы можем запомнить таким образом само слово. 

Псевдоним «Оксимирон» + буква Ю вместо И = оксюморон 

Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег». 

Мы сочетаем контрастные понятия и привлекаем внимание к этим оборотам. Читатель, увидев, «обжигающий снег» обязательно задумается, что же это такое. И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.

Сегодня мы разобрались с тропами. Познакомились с разными способами, как передать переносное значение слова. Мы стали еще более чуткими к тексту читателями, ведь теперь умеем отличать столько видов художественной выразительности и понимать, что за ними стоит!

Фактчек
  • Среди средств художественной выразительности принято выделять тропы (обороты в переносном значении) и фигуры речи (различные стилистические конструкции) и звукопись.
  • К тропам мы относим эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнения, аллегории, перифраз, литоты, гиперболы, метонимии и оксюмороны.
  • Сравнение и метафору можно различить, если обратить внимание на объекты сопоставления. Если названы оба — перед нами сравнение, если только один — метафора.
  • Литота и гипербола — это противоположные понятия. Литота — художественное преуменьшение. Гипербола — художественное преувеличение.
  • Яркий пример использования аллегорий (передачи абстрактного понятия в конкретном образе) можно найти в баснях.
  • Оксюморон — это сочетание несочетаемого, то есть противоположных по смыслу понятий, в одном образе.

Проверь себя

Задание 1.
Что такое метафора?

  1. Скрытое сравнение по схожим признакам
  2. Изменение привычной последовательности слов в словосочетании
  3. Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам
  4. Наделение объектов неживого мира свойствами одушевленного предмета.

Задание 2.
Что такое литота?

  1. Фигура речи
  2. Троп
  3. Противоположность гиперболы
  4. Выражение общего понятия в конкретном образе
  5. Намеренное преуменьшение свойств объекта

Задание 3.
Что такое перифраз?

  1. Изменение порядка слов в предложении
  2. Иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте
  3. Конструкция, выражающая сильные эмоции
  4. Повторение слова или нескольких слов

Задание 4.
В каких из представленных примеров используется метонимия?

  1. «Где бод­рый серп гулял и падал колос…»  (Ф.И.Тютчев)
  2. «Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину минуя дом бари­на?» (Н. В. Гоголь)
  3. «В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!..» (Н.В.Гоголь)
  4. «Снежный лебедь», «вседержитель моей души» — про возлюбленную (А.А.Блок)

Ответы: 1. — 1 ; 2. — 2, 3, 5; 3. — 2;  4.  — 1,2.

Аллегория – что это за художественный приём в литературе и отличие от метафоры

3.8/5 — (18 голосов)

В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.

Понятие аллегории

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры

Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

Что такое аллегория в литературе

Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.

В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.

Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.

Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.

К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.

Возможно, Вам будет интересно, что такое синтаксический параллелизм.

Аллегория в баснях Крылова

Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.

Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.

В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

Пример аллегории в басне Крылова

Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.

А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией. Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом». Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.

Чем отличается аллегория от метафоры

Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.

Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.

Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».

Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).

Что такое метафора? Определение и примеры

Изображение от rangizzz на Shutterstock

Метафора проводит прямое сравнение между двумя, казалось бы, не связанными идеями. Метафоры, используемые во многих формах письма, а также в других формах творческого самовыражения, могут добавить смысл, выразительную силу и красоту произведению.

Давайте погрузимся и рассмотрим различные способы использования этого литературного приема.

Что такое метафора?

Метафора — это семантическая транспозиция, в которой слово или идея, принадлежащая одному контексту, используется для описания другого. В переводе с греческого слово «метаферо» буквально означает «переносить». Он переносит смысл из одной сферы в другую.

Итак, у каждой метафоры есть исходная область, реальный мир, и целевая область, воображаемый мир.

Хитрость при создании метафор заключается в том, чтобы увидеть, какие функции из обоих доменов совместимы друг с другом. Это становится ясно, если взглянуть на распространенные метафоры, такие как:

  • «Мне грустно». Исходная область — это область чувств; целевой домен мир цветов. Признак «синий» здесь отображается на чувство грусти, потому что они хорошо связаны.

  • «Это разбивает мне сердце». Это менее прямолинейно, так как здесь есть две целевые области для описания исходной области чувств. Первая целевая область — человеческие органы, поскольку сердце считается сосудом наших эмоций. Второй целевой областью является физика, поскольку действие по разрушению твердого куска материала хорошо соответствует тому, что происходит, когда наши чувства задеты.

  • «Я толкаю валун в гору» относится к Сизифу из греческой мифологии и вызывает мысль о том, что задачу невозможно выполнить.

  • «Весь мир — сцена». Эта культовая строка из пьесы Уильяма Шекспира «Как вам это понравится» напрямую проводит сравнение между исходным доменом и доменом-источником; мир, в котором мы живем, и целевая область; мир театра. Это знаменитое раннее использование метафоры указывает на то, что, хотя на нас не нацелены буквально прожекторы и камеры, люди живут именно так, носят костюмы и изо дня в день представляют себя другим вымышленным персонажем.

Изучив основы, теперь должно быть легко распознать метафору. На самом деле вы обнаружите, что уже используете их десятками каждый день. Далее мы увидим, что разные типы метафор могут быть более прямыми или косвенными в своем описании.

Types of Metaphors

Image by Burhan Bunardi on Shutterstock

There are five types of metaphors:

  • Standard metaphor

  • Implied metaphor

  • Visual metaphor

  • Extended metaphor

  • Мертвая метафора

Стандартная метафора

Стандартная метафора прямо устанавливает сравнение между двумя объектами, как если бы они были синонимами. Наиболее распространенные метафоры подпадают под эту категорию. Некоторые примеры:

  • «Она — свет моей жизни».

  • «Он бумажный тигр».

  • «Америка — это лоскутное одеяло из людей».

Имейте в виду, что метафоры могут быстро потерять свое значение, если ими злоупотреблять. Иногда лучше проявить творческий подход и придумать новый вариант английского языка, чтобы сказать то же самое. Например, мы могли бы объединить метафору с аллитерацией и фразой вроде «L.A. Новый левый нападающий «Гэлакси» — это низменный лев, готовый к броску».

Подразумеваемая метафора

В подразумеваемой метафоре мы не раскрываем сравнение между двумя сущностями напрямую, а подразумеваем его посредством тонкого изменения формулировки. Вот несколько примеров:

  • «Певица выла несколько высоких нот, завершая концерт». Подразумеваемая здесь метафора сравнивает женщину с волком, существом, неспособным быть настоящим музыкантом.

  • «Мой Мустанг — настоящий пожиратель бензина». Здесь автомобиль косвенно сравнивают с живым существом — дважды.

Здесь мы также можем проявить творческий подход и придумать свой собственный язык, не раскрывая смысла напрямую.

Например, вместо «Можешь забрать детей?» мы могли бы сказать: «Можете ли вы пойти и собрать ростки?» Взаимосвязь между детьми и молодыми овощами не выражена явно, но ее необходимо выводить из контекста.

Визуальная метафора

Штаб-квартира Johnson Wax, спроектированная Фрэнком Ллойдом Райтом. Изображение Тони Савино на Shutterstock

В визуальной метафоре не язык, а образ устанавливает связь между двумя непохожими концептуальными сферами.

Он наиболее узнаваем в логотипах марок роскошных автомобилей, таких как жеребец Ferrari, символизирующий необузданную силу и скорость, и крылатая дама Rolls-Royce, представляющая экстаз, который ощущается, когда опыт вождения автомобиля становится подобен парению в небе.

Визуальные метафоры наиболее эффективно используются в рекламе, где изображения и анимация вызывают определенные чувства, ассоциации и идеи, не раскрывая непосредственно смысла. Например:

  • Лев одноименной плитки шоколада символизирует силу, которую ощущаешь, разбивая его хрустящие слои.

  • То, как реклама мороженого показывает расплавленный шоколад, призвано вызвать такое же чувственное удовольствие, как при поедании мороженого.

  • Некоторые бренды внедорожников помещают носорога в свою рекламу, чтобы обозначить непревзойденную мощь своего автомобиля.

  • Кампания Всемирной федерации дикой природы о глобальном потеплении изображала мир как тающее мороженое — два не связанных между собой понятия, но смысл ясен с первого взгляда.

Идея визуальной метафоры также используется для того, чтобы сделать значки более понятными в графических пользовательских интерфейсах со времен расцвета современных операционных систем. Распространенные метафоры рабочего стола, которые сейчас считаются само собой разумеющимися, часто основаны на реальных манипуляциях или физике, например:

  • Мусорная корзина для отброшенных файлов.

  • Папки для коллекций файлов.

  • Вырезание, вставка и перетаскивание для перемещения файлов из одного места в другое.

Визуальные метафоры простираются за пределы двухмерности в архитектуру и дизайн продукции:

  • Штаб-квартира Johnson Wax, спроектированная Фрэнком Ллойдом Райтом, включает в себя гигантские столбы в форме грибов, которые вызывают ощущение, что здания являются частью мира природы.

  • Работы Ле Корбюзье, Ритвельда и особенно Центра Помпиду в Париже выражают идею о том, что здания подобны машинам.

  • Кофеварке Senseo явно придали наклоненную позу, чтобы усилить ее индивидуальность как подчиненного дворецкого.

  • Свисток в форме птицы на дизайне чайника Майкла Грейвса для Alessi говорит о том, что повседневные продукты живы, как животные. Таким образом, вместо звукоподражания, которое звучит так, как описано, этот продукт выглядит так, как он звучит.

При выражении новой идеи путем переноса узнаваемого элемента из репрезентативной области в реальный мир нетрудно проявить творческий подход:

  • Бутылка оливкового масла может иметь форму колбы Эрленмейера, чтобы показать, что приготовление пищи должно относиться как к химическому эксперименту.

  • Телекамера может иметь форму базуки, чтобы подчеркнуть навязчивый характер съемок и сенсацию, которую может создать журналистика в зоне боевых действий.

  • Контроллер видеоигры может иметь форму собачьей кости, чтобы отразить ситуацию, связанную с краткосрочными наградами.

  • USB-накопитель может иметь форму грецкого ореха, который символизирует мозг, что, в свою очередь, указывает на интеллектуальное содержимое устройства для более скрытого метафорического значения.

Расширенная метафора

Расширенная метафора используется для установления устойчивого сходства между одним понятием и другим, обычно для творческого выражения. Несколько функций целевого домена используются по ходу текста для описания того, что происходит в реальном мире.

Ярким примером является стихотворение Уолта Уитмена 1865 года «О, капитан, мой капитан» о том, как Авраам Линкольн руководил страной на протяжении всего пути вплоть до своей смерти.

При использовании расширенных метафор существует риск того, что чрезмерное использование метафорических элементов может превратить его в пародию на самого себя. Поэтому всегда следите за тем, чтобы каждое сравнение было уместным и сделано со вкусом. Очень важно, чтобы такие тексты были тщательно проработаны до совершенства, когда метафора действительно попадает в цель.

Расширенная метафора также не работает, чтобы сделать серьезное замечание или построить аргумент, поскольку, будучи сравнением двух несовместимых сфер, она по своей сути будет содержать критические ошибки. Другими словами: поскольку эти две сферы изначально не совпадают, будет легко найти пробелы в этих аргументах. Используйте расширенную метафору только для юмора или творческого самовыражения.

Мертвая метафора

Метафора мертва, когда она используется так часто, что ее смысл сразу же становится понятным, и она теряет всякую силу воображения. Поскольку фраза теперь является просто частью общеупотребительного словарного запаса, ее использование больше не является умным или остроумным.

Некоторые примеры:

  • Влюбиться.

  • Повесить трубку.

  • Съемка видео.

  • Приближается крайний срок.

  • Стрелки на циферблате.

  • Электрический ток.

Многие слова, используемые сейчас, являются мертвыми метафорами, которые когда-то вызывали определенные ассоциации. Например, «творчество» вызывало мысли о божественном творце, тогда как теперь это слово потеряло связь и стало просто обозначать человеческую деятельность.

Другие типы сравнения

Изображение fran_kie на Shutterstock

Вопрос «Что такое метафора?» часто возникает из-за смешения с другими модусами образного языка, такими как аналогия, сравнение, метонимия и синекдоха. Если вспомнить, что отличительной чертой метафоры является сравнение двух признаков из совершенно не связанных между собой областей, различия станут ясными.

Сравнение

Сравнение — это буквальное сравнение. Обычно вы можете определить его по таким словам, как «нравится» и «как».

Некоторые примеры сравнений:

  • Они как две капли воды.

  • Он свободен как птица.

  • Она милая как пуговица.

Аналогия

Аналогия также является буквальным сравнением. Но там, где сравнение в основном служит наблюдением или замечанием, значение аналогии становится ясным только тогда, когда оно рассматривается в контексте выдвижения аргумента.

Например, поговорка «Жизнь похожа на коробку конфет…» является аналогией, поскольку приводит к мысли: «…никогда не знаешь, что получишь».

Вот еще несколько примеров аналогий:

Метонимия

Метонимия — это фигура речи, тесно связанная с метафорой, за исключением того, что исходная и целевая области уже каким-то образом связаны. Это также не синоним в том смысле, что оно тесно связано, но не эквивалентно тому, что описывает.

Некоторые примеры метонимии:

  • «Перо сильнее меча». Перо здесь означает язык, меч — действие.

  • «Голливуд» может означать шоу-бизнес в целом.

  • «Кремниевая долина» точно так же представляет Big Tech.

Синекдоха

Синекдоха подобна метонимии с тем тонким различием, что здесь одна черта объекта представляет целое. Например:

  • «Самолет» может относиться ко всему самолету.

  • «Колеса» может означать «автомобиль».

  • «Туалет» может означать всю ванную комнату.

Когда использовать метафоры

Изображение fetrinka на Shutterstock

Есть несколько целей, для которых можно использовать метафоры. Метафора может:

  • Прояснить ситуацию с помощью сразу понятной символической фразы. Используя свое воображение, посмотрите, сможете ли вы придумать метафорическую формулировку, чтобы заменить длинное описание.

  • Углубить понимание читателем ситуации, добавив еще один смысловой слой, например, для точного описания психологического состояния персонажа.

  • Добавьте выразительности, чтобы язык был менее банальным, негативным или прямым. Например, вместо того, чтобы говорить «Тед пришел домой с утомительной работы», вы могли бы сказать «Тед пришел с работы в своих ботинках, набитых свинцом». Это также используется в рекламе, например, бренд конфет не будет говорить что-то прямолинейное, например «Очень вкусно», а вместо этого предложит вам «попробовать радугу».

  • Украсьте впечатления читателя богатыми мысленными образами. Романисты часто делают это, обращаясь к таким вещам, как искусство, музыка, небесные тела или природа, чтобы описать повседневные ситуации.

  • Добавьте юмора, чтобы поднять настроение. Удачно поставленная метафора может создать остроумный творческий мостик, который застанет читателя врасплох. Расширенные метафоры могут настолько далеко увести историю от ее первоначального контекста, что она станет смешной или приобретет другое, неожиданное значение.

Последнее примечание

Изображение FOTOGRIN на Shutterstock

В каком-то смысле язык — это метафора во всей своей полноте. Произнесенные высказывания по сравнению с объектами или событиями нашего повседневного существования представляют собой две разные сферы. Они связаны языком. Таким образом, сам язык является средством метафоры.

Он также мертв, потому что мы больше не замечаем его метафорический аспект. Мы не замечаем, насколько особенным является язык, потому что используем его каждый день. Но это объясняет, почему метафорическая сила исчезает и почему так естественно мыслить в терминах метафор: нашему мозгу просто нравится переплетать смысл со смыслом, чтобы развивать свою изобретательность.

Тем не менее, хорошо продуманная метафора может поднять ваш писательский уровень на новый уровень. Письмо становится игрой между обычным и нетрадиционным, заставляя читателей видеть вещи в другом свете.

Чтобы метафора работала, она должна быть понятной, но утонченной, добавляя выразительности. Так что стоит потратить некоторое время на то, чтобы довести его до совершенства, чтобы найти тот момент Златовласки, когда отношение вещи, которую вы описываете, целевого домена, к его означающему, исходному домену, «в самый раз».

Что такое метафора? Определение, примеры и типы —

by Терри Хейк

До основания TeachThought я преподавал английский язык и литературу.

(Я тоже поэт, и моя первая коллекция скоро будет доступна для предзаказа — обновления можно найти на terryheick.com, но я отвлекся.)

Концепция метафор достаточно проста — на самом деле, так просто в том, что они часто невидимы в языке (э-э-эх, это уже метафора). Но определить их и помочь учащимся понять и использовать их было сложнее.

Что такое метафора?

Определение: Метафора – это литературный прием (или фигура речи), с помощью которого проводится сравнение двух «вещей» без буквального сравнения.

«Как вам это понравится» Шекспира — один из самых известных примеров метафоры:

 'Весь мир сцена,
а все мужчины и женщины просто игроки 
– Уильям Шекспир, «Как вам это понравится»

Очевидно, что мир не является буквально сценой, и все мужчины и женщины не являются «игроками» – таким образом, эта фраза является примером метафоры.

В другом примере «Идет дождь из кошек и собак» — это и метафора, и идиома (подробнее об этом ниже).

См. также 12 лучших цифровых инструментов и инструментов для написания рифм для школьников

Типы метафор

Многие литературные приемы используют функцию метафоры. Сравнения, гиперболы, антитезы, идиомы и метонимия — все это типы метафор, поскольку они используют практику сравнения двух «вещей». Использование здесь гиперболы сравнивает фактическое время, которое «занимает» еда (также метафора — олицетворение еды, утверждение, что это «занимает время», когда, конечно, это персонал ресторана «занимает» время, чтобы приготовить еду) к более длительный период времени, в данном случае

навсегда .

Какова цель метафоры?

Цель метафоры — убедить читателя перенести (некоторые/все) качества X на Y.

Часто после анализа стихов (и их метафор) в классе ученики спрашивали меня, почему поэты используют литературные приемы, такие как метафоры. Когда мы извлекали тему из стихотворения или скрытое сообщение в строке или фразе, они хотели знать, почему поэты просто не «вышли и не сказали это» 9.

0007

В ответ я перефразировал стихотворение, убрав все литературные приемы (в том числе и метафоры), и остались бесформенные, сухие, разрозненные неинтересные «месседжи», которые всегда производили на них впечатление. Это было особенно мощно, если вы взяли одну из их любимых песен и сделали то же самое, не говоря уже о языке, который они сами использовали для общения.

См. также Простое определение для поэзии

Типы метафор

Наиболее распространенными типами метафор являются стандартные метафоры, расширенные метафоры, визуальные метафоры, а в студенческом письме, к сожалению, смешанные метафоры.

Примеры метафор

Стандартная метафора: прямое сравнение двух «вещей» — объектов, понятий, людей и т. д.

Пример стандартной метафоры: Его работа заключалась в том, чтобы найти узкое место в процессе.

Расширенная метафора: Как и стандартная метафора, расширенная метафора также проводит прямое сравнение, но делает это «расширенным» образом, проводя сравнение по многим строкам, предложениям, отрывкам, строфам и т.

д.

Пример расширенной метафоры: «Узкий проход в траве» Эмили Диксон является примером расширенной метафоры, поскольку она использует метафору змеи на протяжении всего стихотворения как символ того, что открыто для интерпретации, но может включать природу, зло , обман и другие более тонкие темы.

Визуальная метафора: представление существительного через визуальный образ, демонстрирующий отношение или ассоциацию, создающую метафору

Пример визуальной метафоры: флаг является одним из наиболее распространенных примеров визуальной метафоры, как и религиозные символы, граффити и т. д.

Подразумеваемая метафора

: подразумеваемая метафора — это тип метафоры, которая сравнивает две вещи, которые не похожи друг на друга, без фактического упоминания одной из этих вещей, и, таким образом, представляет собой более тонкое сравнение

Пример подразумеваемой метафоры: Изучая в течение нескольких часов накануне студент сдал экзамен.

Смешанная: смешанная метафора — это неэффективное использование литературного приема, когда сравнение (сравнения) несовместимо, сбивает с толку, нелогично и, что наиболее проблематично, отвлекает.

Пример смешанной метафоры: Он не ранняя пташка, что во многих случаях ставит его к стенке.

Умерший: фигура речи, утратившая свое «фактическое» значение по целому ряду причин — например, дикция и связанное с ней значение культурно сконструированы. В большинстве случаев смысл все еще понимается, но только благодаря использованию, а не интерпретации или дедукции.

Примеры мертвых метафор: «три листа по ветру» или «целых девять ярдов».

См. также Не учите студентов читать, учите их зачем

Что означает фигура речи?

Фигура речи — это словосочетание, используемое небуквальным способом для передачи определенного, творческого и глубокого значения. Фигуры речи (то есть образный язык) постоянно используются в повседневном языке, не говоря уже о творческом письме, таком как поэзия, музыка, творческое научно-популярное письмо и т.

д.

Какие существуют типы фигур речи?

Хотя существуют десятки, наиболее распространенные примеры фигур речи (то есть образного языка) включают олицетворение, антропоморфизм, иронию, ассонанс, метафоры, сравнения, гиперболу, идиомы, преуменьшение, апостроф и эвфемизмы.

Определение идиомы

Идиома — почти всегда метафора — это фраза или фигура речи, смысл которых нельзя вывести, используя буквальное значение слов и фраз, используемых для выражения идиомы. Идиомы часто связаны с конкретными культурными нормами или географическими причинами.

Пример метафоры из стихов

В Роберте Фросте, «Березки», Фрост использует следующую метафору для сравнения

 Вскоре тепло солнца заставляет их сбрасывать хрустальные раковины
Разбиваясь и лавиной по снежной корке —
Такие кучи битого стекла сметать
Можно подумать, что внутренний купол неба рухнул. 

В этом отрывке Фрост сравнивает лед с битым стеклом.

Позже в стихотворении используется олицетворение — наделение нечеловеческими вещами человеческими характеристиками или качествами. Таким образом, олицетворение можно рассматривать как своего рода метафору, поскольку Фрост сравнивает деревья с людьми (за чем он следует сравнением, в котором он проводит прямое сравнение между деревьями не только как с людьми, но и с девушками, «стоящими на четвереньках). .»

 Вы можете увидеть, как их стволы выгибаются в лесу.
Годы спустя, волоча свои листья по земле
Как девушки на руках и коленях, которые бросают свои волосы
Перед ними над головами сушиться на солнце. 

На самом деле, девушки, «выбрасывающие свои волосы», также являются метафорой, потому что волосы нельзя «выбрасывать» — таким образом, Фрост сравнивает движение волос девочек с чем-то, что бросают.

Название романа Эмили Дикинсон «1702» «Слава — непостоянный поток» само по себе является метафорой. Временами метафоры менее очевидны, как в случае с Уол Уитменом «Я пою электрическое тело», где Уитмен сравнивает униформу пожарного с «костюмом»:

 Марш пожарных в их собственных костюмах, игра мужских мышц через облегающие брюки и поясные ремни. .. 

Здесь метафора менее драматична, потому что не так много «расстояния» (метафора ) между костюмом и мундиром, как между славой и потопом. На самом деле, можно утверждать, что это смесь двух литературных приемов: преуменьшения и метафоры — или даже преуменьшенной метафоры, потому что между униформой и костюмами существует только самый тонкий дневной свет (еще одна метафора).

В произведении Уильяма Шекспира «Когда ромашки пестрые, а фиалки синие» бард использует ряд последовательных метафор (выделены жирным шрифтом), чтобы использовать образы, которые помогают развить тему стихотворения, заканчивая концепцией уха (а не человека) быть «замужем». И женские халаты все серебристо-белые И кукушек-бутонов желтого оттенка У красим луга от восторга

, Кукушка тогда на каждом дереве, Издевается над женатыми мужчинами ; ибо так поет он: «Кукушка; Кукушка, кукушка!» О, слово страха, Неприятно женатому уху !

Другие примеры метафор в повседневном языке

Поставьте себя на их место.

Объяснение метафоры: Здесь обувь соответствует точке зрения или обстоятельствам человека. Метафорически «оказываясь на их месте», вас просят сопереживать им.

Жизнь — это шоссе.

Пояснение к метафоре: Жизнь сравнивают с шоссе, поскольку это своего рода путешествие, по которому мы движемся. Сравнение здесь — это расстояние, пройденное дорогой, представляющее время и опыт, полученные путешественником (или любым живым человеком).

Она ранняя пташка.

Пояснение к метафоре: Птицы известны тем, что рано просыпаются, поэтому с ними сравнивают тех, кто просыпается рано.

Цветок танцевал на легком ветерке.

Объяснение метафоры: На самом деле здесь две метафоры. Цветы не умеют танцевать, а ветерок не «легкий», поэтому движение цветка сравнивается с актом танца (также пример олицетворения), в то время как «легкий» ветерок сравнивает медленное движение воздуха с что-то «легкое» — несложное и элегантное.