Как рассказать о себе. Структура текста о себе

Каждую неделю в моей ленте ФБ появляются посты-знакомства. Автор поста пишет: «Давайте познакомимся и узнаем, чем мы можем быть друг другу полезны». Каждая домохозяйка, которая продает слинги, уже знает, что это хороший способ получить клиентов и заявить о себе на чужой площадке. Но как сделать это правильно?

Текст о себе нужен не только для участия в сетевых марафонах. Когда мы пишем и создаем сайт для своей компании, когда мы знакомимся на каком-то мероприятии — нам нужно что-то сказать о себе. Когда мы готовим презентацию, выступаем где-то, мы тоже должны как-то представиться, рассказать о себе, чем мы занимаемся, кто мы и что мы. Основная ошибка, которую мы совершаем при создании этого текста — действительно начать рассказывать о себе.

Вот пример такого текста:

«Я имею базовое высшее психологическое образование. Это второе высшее, полученное в зрелом возрасте осознанно, диплом с отличием. Также имею профессиональную квалификацию по работе с востребованными запросами — работа с психологической травмой и работа с неврозами. Также в моем арсенале работа с запросом клиента средствами образной терапии, в том числе сертификат „Работа с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК)“».

Такие и похожие тексты — с обилием регалий, достижений и сложных слов — мы видим на сайтах, в блогах, а иногда и сами пишем подобное. Но читать и тем более дочитывать — особенно если текст длиной в три экрана — будем вряд ли. Собственно, это и есть ключевая проблема таких текстов. На сайте их не читают, а пролистывают. На презентации во время такого вступления начинают тупить в телефон.

Когда человек заходит в наш раздел «О себе», он хочет узнать:

— чем мы можем быть ему полезны,
— чем мы отличаемся от других экспертов, которые занимаются аналогичными вещами,
— почему с нами интересно, с нами удобно, почему с нами хорошо,
— почему нас стоит выбрать.

По сути, текст о себе — это главный продающий текст, который вы создаете.

Я предлагаю использовать трехчастную структуру этого текста.

Первая часть посвящена вашему профессионализму

Вы рассказываете о том, что вы сделали на сегодняшний день для того, чтобы объявить себя экспертом в этой сфере или что вы сделали для того, чтобы ваш продукт, о котором вы будете дальше рассказывать, был таким, как вы к этому пришли. Это предыдущий опыт, это образование, это все, что вы вложили.

Но. Обратите внимание на подачу. Почему «я имею высшее психологическое образование» недостаточно? Потому что это «я-история», это история про вас, не про вашего клиента. Если вы хотя бы скажете «я хотела профессионально работать с людьми и поэтому я получила высшее образование, стала психологом. Мне интересно то, о чем рассказывают мне люди, мне интересно, как меняются их жизни, мне интересно участвовать в этом, поэтому я стала психологом», уже изменится интонация текста.

Мы не просто сообщаем человеку факт: у меня есть высшее психологическое образование. Думаю, что у большинства приличных людей, которые работают в этой сфере, есть профессиональное образование. Мы объясняем ему, что ему с этого. Мы начинаем выстраивать с ним контакт. Можно, например, рассказать, чему именно учились и как используете это в работе.

Итак, вы рассказали о том, какое у вас есть образование, что вы сделали до этого в своих предыдущих проектах, чему научились, к чему пришли, чего хотели и как сейчас можете помочь и быть полезным вашему потенциальному клиенту, что делаете на сегодняшний день.

Смотрите также: Блог школы контента — учим предпринимателей говорить о себе

Вторая часть вашего текста — про комфорт и удобство

Почему с вами удобно работать, что вы делаете для того, чтобы с вами было удобно.

Может быть, это ваша доступность онлайн? Или ваша готовность подстроиться по времени? Разные форматы работы — групповые и индивидуальные? Какая-то ваша интонация или особое отношение, которое отмечают все клиенты?

Я не знаю, что будет вашим преимуществом, что вы делаете для того, чтобы вашему клиенту было комфортно, но подумайте об этом и постарайтесь это записать, описать это простыми словами.

И третья часть текста — это то, чем вы отличаетесь от коллег и конкурентов

Как правило, эта история складывается из вашего предыдущего опыта, пропущенного через ваши личные особенности. Ну смотрите, есть множество копирайтеров, есть множество стратегов, которые создают контент-стратегии. Чем я отличаюсь от большинства людей? Что я говорю о себе, когда заходит речь о моей уникальности?

Я говорю: у меня двенадцать лет опыта в журналистике, я работала с «Коммерсантом», с «Ведомостями», с московской деловой прессой. Потом я три года работала с маркетологом Александром Левитасом. И моя система контент-технологий — это микс системы партизанского маркетинга и моего опыта работы с текстами.

То, что я делаю, по сути — это малобюджетные способы продвижения, основанные на текстах. В этом моя уникальность. Я тот человек, который может вам рассказать и про партнерский маркетинг, и про разные способы партизанского продвижения, но у меня всегда акцент будет на текстах. Если Алекс вам скажет «создавайте совместные продукты с партнерами», я скажу «создавайте совместный контент с партнерами и тогда вы привлечете их аудиторию, и она станет вашей».

Подумайте, что делали вы, чему учились, как это сформировало вас, и попробуйте описать.

Структура — это важно

Текст о себе — это не биография. Не надо перечислять все подробности вашего трудового пути. Не надо рассказывать, как вы учились на массажиста, если в итоге вы продаете себя как геолога. Не надо писать, что вы закончили ВУЗ «как папа», потому что в этом тексте ваш папа никого не интересует.

Найдите в себе мужество ответить на 4 простых вопроса:

— Что и кому вы предлагаете?

— Чем докажете? (Что уже сделали)

— Почему с вами удобно?

— Чем вы отличаетесь?

Мои услуги:

Читайте также:

Красивые сторис в Инстаграме О себе

Сегодня посмотрим, как делать красивые сторис в Инстаграме * и снимать Highlights так, чтобы получился симбиоз монументального кино и сиюминутных и спонтанных Сторис. Об этом рассказала Милана Касакина, руководитель мульт-студии «Счастливый дитёнок».

Основные ошибки в оформлении закреплённых Сторис (Highlights)

Это отсутствие названий, обложки, общей идеи актуальных Stories. А ещё — использование исключительно статичного контента.      

     

 

Популярные форматы самопрезентации для создания видео-визиток в Stories Highlights

1. Говорящая голова

Так обычно представляются эксперты в соцсетях. Выкладывают портрет с профессиональной фотосессии, рядом с которым прописывают свои достижения и регалии. Или формируют в отдельные папки закреплённых историй с сертификатами, отзывами о работе, наградами. Но лучше, если ваше представление будет сделано хотя бы в формате «говорящей головы». Так люди увидят вас и начнут больше доверять.

2. Слайд-шоу

Второй, более динамичный и интересный, но довольно заезженный способ составить самопрезентацию: сделать слайд-шоу, начиная повествование в духе: «родился-учился-женился». Чаще всего первыми идут черно-белые детские фото героя истории, затем фото из школы, университета, с работы. 

Вариант оформления самопрезентации хорош полнотой представленной информации. А плох тем, что это просто скучно и предсказуемо. В рассказе отсутствует драматургия, конфликт интересов, развязка, поэтому следить за ним становится довольно скучно. Придать изюминку такой автобиографии можно, если поменять хронологию событий и начать историю с кульминационного момента. Таким приёмом воспользовался Квентин Тарантино в фильме «Криминальное чтиво». Показывая зрителю самое интересное в начале, вы сразу захватите его внимание и погрузите в нужную атмосферу.

3. Рассказ о себе в эмоциональном ключе

Опишите свои вкусы, любимые и нелюбимые фильмы, музыку, домашних животных. Честно ответьте на вопросы, что вас вдохновляет, что бесит, а что заставляет смеяться или грустить. Такой подход к созданию самопрезентации в закреплённых историях подойдёт молодым специалистам, у которых ещё нет регалий и нужного уровня экспертности. Открытость и эмоциональность рассказа привлечёт к вам внимание аудитории, ведь в соцсети приходят, в том числе, за впечатлениями. 

4. Stories о себе в формате квеста

Блогеры с энтузиазмом лепят наклейки, рисуют маршруты, задают вопросы, одним словом, вовлекают аудиторию в игру. К сожалению, многие забывают, что по прошествии 24 часов все вовлекающие инструменты в Stories уже не работают: бегунки не двигаются, а ответы видны заранее. Да и по формату получается скорее диафильм, а не видео.

Пожалуй, практически никто не использует возможности Stories Highlights в полной мере. Серия из сотни 15-секундных видео — это уже 25 минут чистого времени, в течение которого можно рассказывать аудитории о себе. Instagram* даёт шанс выставить на своей главной странице настоящую документальную короткометражку с самопрезентацией.  За эти 25 минут можно рассказать о себе если не всё, то очень многое. Такой объемный портрет очень привлекает и подкупает подписчиков.

 

Жанры документального кино для создания небанальных закрепленных Stories
  • хроника
  • интервью
  • киноэссе
  • фильм-расследование
  • фильм-дневник
  • портрет
  • наблюдение со стороны
  • документальная анимация
  • докуфикшн
  • мокьюметари
  • пранкьюментари.  

В реальности даже те лидеры мнений, которые рискнули сделать видео-визитку, ограничиваются лишь тремя жанрами: хроникой, интервью (в форме ответов на вопросы-наклейки), дневник (съёмки одного дня от начала и до конца). 

Как снять необычные и актуальные красивые сторис в Инстаграме *?

Подумайте над двумя основными вещами:

  • почему пользователь должен подписаться на вас?
  • что вы готовы транслировать на публику, какой уровень откровенности для вас приемлем?

Исходя из ответов на эти два вопроса выбирается жанр документального кино, подходящий именно вашему случаю.

Жанр хроники

Подойдёт для личного блога. Чтобы не быть предсказуемым, начните повествование с самого главного. Ведите рассказ максимально внятно, поскольку зрители не знают личную историю и им непонятны многие вещи, которые вам кажутся очевидными. 

Интервью

Станет лучшим жанром для тех, кто умеет хорошо говорить, обладает приятным тембром, отличным чувством юмора. Или тем, чья профессиональная деятельность связана с общением. Здесь лучше избегать немых слайдов и текстовых ответов.

Сформируйте список вопросов, дайте их своему хорошему знакомому, который будет находиться за кадром и интервьюировать вас. Пусть он задаст пару-тройку вопросов, которых нет в сценарии, чтобы разговор был более живым. Когда вы будете отвечать, глядя в глаза живого человека за камерой, рассказ получится более сочным, естественным.

Дневник

Дневник как жанр для актуальных Stories уместен, если у вас необычный и интересный род деятельности. Например, свадебный организатор, волонтёр, режиссёр. Или же если вам предстоит необычный день.

Портрет

Портрет — это объёмная эмоциональная история. Если вы готовы быть максимально откровенны со своей аудиторией или хотите показать себя с необычной стороны, не бойтесь использовать живые кадры для оформления Highlights.

Киноэссе

Для «стесняшек», не желающих показываться в кадре, спасением станет жанр киноэссе. Здесь вы демонстрируете свой субъективный взгляд на вещи и на мир. Образ главного героя создается по крупицам, как мозаика. Получается парадоксальное кино о вас, но без вас.

Жанр наблюдения

Нужно поймать в кадр самые естественные эмоции и жизненные моменты. Мини-фильм может получиться слегка «растрёпанным», зато очень достоверным и залипательным.

Документальная анимация

Хоть и называется так, но вовсе не предполагает умения рисовать. По форме это комикс, но здесь должен присутствовать настоящий сюжет, с завязкой, кульминацией, развязкой и финалом. Зато в этом жанре тоже можно не появляться в кадре лично. 

Мокьюментари и пранкьюментари

Это жанры, в которых за правду выдается художественный вымысел. Вам подойдёт визитка в таком стиле, если ваша аудитория не против быть обманутой или введённой в заблуждение. Создание такой самопрезентации потребует подготовки и неплохого уровня актёрского мастерства, ведь зрители должны думать, что всё происходящее на экране — реальность.  

Мы рассмотрели, как можно применить основные жанры документального кино к созданию закреплённых историй, рассказывающих о вас в личном профиле. Становитесь ближе своим фолловерам и формируйте целостный образ в соцсети с правильными Highlights.

По материалам доклада Милана Касакина, руководитель мульт-студия «Счастливый дитёнок»

 

* Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

 

Читайте другие материалы блога

Как раскрутить блог в Инстаграм*: кейс молодой мамы

Чат-бот в Инстаграм* и автодирект: как увеличить продажи

Подписчики в Инстаграм* без накрутки

Что говорит о вас ваша биография в Instagram?