Содержание

Работа школьного психолога с проблемой недоверия подростков

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Центральным моментом жизни подростков становится общение с ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для него важен не просто процесс обмена информацией, а именно интимно-личностное общение.

Внимание: Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности.

Однако для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный момент жизни подростка ставится под сомнение.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.

Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред. В случае, если у ребенка преобладает сформированное с раннего детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой для подросткового возраста функции.

У него начинаются психологические проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо обратиться к школьному психологу.

Внимание: Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу по целому ряду причин:

  • боятся вопросов, которые будут задавать;
  • боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
  • волнуются о том, какое произведут впечатление.

Совет: Рекомендации школьным психологам для наиболее эффективной работы с подростками с проблемой недоверия:

  1. Нужно ценить решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом
  2. Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть времени занимает общение, а не игры.
  3. Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.
  4. По возможности нужно избегать прямых вопросов. Сама форма общения «вопрос-ответ» неприемлема.
  5. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила доброжелательная атмосфера.

 

Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними означают, что:

1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;

2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток в свою очередь тоже;

3) подростку дается возможность быть самим собой;

4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.

Доверие – это преданность в отношениях. Доверительные отношения выстраиваются медленно, постепенно и дорогого стоят.

Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны учеников эти знания просто не будут эффективно восприниматься и усваиваться.

Как известно, учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.

Совет: Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:

  1. Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.
  2. Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.
  3. Во время проведения занятий следует обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.
  4. Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.
  5. В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.

Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время просветительской работы, предварительно рассказав о важности доверительных отношений с учениками подросткового возраста.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве, подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться искать ее на стороне.

В лучшем случае он обратится с этой проблемой к психологу. А в худшем?

Совет: Если во время работы с подростком видно, что основная причина проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями, не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу. Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем – и родителям, и самому подростку. В противном случае он может заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и проблема недоверия снова обострится.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Ромео и вендетта Зачем псковские подростки стреляли по полицейским: Криминал: Силовые структуры: Lenta.ru

Одной из главных тем вчерашнего дня стали драматические события в поселке Струги Красные (Псковская область). Два 15-летних подростка, Денис и Катя, открыли из частного дома огонь по наряду полиции. Несколько часов продолжалось противостояние, развязка оказалась трагической: во время штурма спецназ обнаружил детей мертвыми. Что толкнуло подростков на преступление, предстоит выяснить следствию. Незадолго до смерти ребята в трансляции по Periscope назвали мотивом своих действий месть родителям за непонимание и жестокость. Подробности истории современных Бонни и Клайда, так и не окончивших школу, выясняла «Лента.ру».

Ружье в подростковых руках

На странице 15-летнего Дениса М. из Пскова в соцсети — два последних поста. Первый датирован 9 ноября и посвящен его возлюбленной, 15-летней Кате В.: «Навсегда в моем сердце, несмотря ни на что. Печально, что все так вышло. Это были самые незабываемые 7 месяцев. Только с тобой мне было хорошо. Не ожидал от тебя такого. Верил в тебя всегда. Любил, люблю и буду любить».

Материалы по теме:

Второй пост опубликован в понедельник, 14 ноября, около 11:00. Точно такую же запись в то же самое время опубликовала и его девушка Катя: «Я вас любил, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все — и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво. Удачи всем в жизни, и пожалуйста, не бойтесь жить так, как хотите или считаете нужным. Жизнь в свое удовольствие — это наилучшая жизнь. Люблю вас».

Примерно в это время под окнами частного дома, где находились молодые люди, остановился полицейский уазик. Стражи порядка вышли из него и направились к зданию. Одновременно на балкон дома с заряженным ружьем вышел Денис; Катя снимала его на видео. Смеясь, подросток произнес на камеру: «Че говорить-то… В общем, люди, последние минуты жизни надо проводить ох…нно».

И дважды нажал на курок.

Осадное положение

По словам представителя УМВД по Псковской области Алексея Баранова, стражи порядка поехали в поселок Струги Красные для того, чтобы проверить информацию о подростке, объявленном в розыск как пропавший без вести (он якобы скрывался в одном из домов). Когда по полицейским открыли огонь, они блокировали здание и вступили с подростками в переговоры. По словам Баранова, дети не выдвигали никаких требований, а в результате их действий, к счастью, никто не пострадал.

В какой-то момент у сотрудников правоохранительных органов появилось предположение, что Денис может удерживать Катю в качестве заложницы. Однако девушка отреагировала на него коротким постом в соцсети: «Я не в заложниках, это мой осознанный выбор».

На протяжении нескольких часов, пока в поселке разворачивались драматические события, ребята очень активно вели себя в интернете. В Instagram Дениса одно за другим появлялись фото: пара ружей, травматический пистолет, коробка патронов, бутылка с алкоголем, презервативы, деньги, откуда-то взявшиеся погоны…

Арсенал, оказавшийся в руках Дениса и Кати

Фото: @denismurav

Периодически то он, то его подруга выходили на балкон второго этажа и стреляли — то в сторону полицейских, то по патрульной машине. Выстрелами они выбили окна в соседнем доме и убили пару собак. Вскоре на место событий прибыли бойцы СОБРа. Стало понятно: впереди — штурм. Детям дали на раздумье около 40 минут, а те пили виски, курили и беседовали с пользователями Periscope (в настоящий момент профиль недоступен), рассказывая, что толкнуло их на столь отчаянный шаг.

Стрельба как месть родителям

«Все началось с того, что я поссорилась с мамой. Отпрашивалась на ночевку, меня не пустили — и я ушла сама. Ночью меня нашли. Избили жестоко. При Денисе, при его маме. Потом я вернулась домой — и убежала еще раз… И мы скрывались здесь. Три дня и три ночи», — рассказывала девушка в Periscope.

Подростки объяснили, что в поселок Струги Красные они добрались на маршрутке, на деньги мамы Дениса, которые тот снял с ее банковской карты. В дом они попали, выбив окно. По словам Кати, оружие (судя по всему, как и сам дом) принадлежит ее отчиму-спецназовцу. Они достали ружья и пистолет, вскрыв один из сейфов, со вторым справиться не смогли.

Потом девушка рассказала о событиях, которые, очевидно, предшествовали визиту полиции.

«Мы спали спокойно. Тут начали стучаться в дверь. Мы подумали: бабушка пришла. Оказалось, там еще и мама моя стоит. Мы их впустили. Я на всякий случай взяла в руки ножик. На меня бабушка налетела, стала требовать его отдать. Мама начала ее останавливать. В итоге как-то так получилось, что они мне порезали руки. Наверное, когда нож забирали — я сама толком не поняла, даже боли не почувствовала. Денис им вначале угрожал и говорил уйти — они не слушали. Тогда он достал «пневматику» и выстрелил моей маме в правое бедро. А потом полицейские подъехали — и понеслось», — говорила на камеру Катя.

В какой-то момент подростки сообщили, что отдали все оружие матери Дениса — просто выкинули его в окно, «чтобы нам дали время подумать».

«У нас забрали все оружие — даже ножи. Так что покончить с собой мы не можем. У меня осталась только поварешка!» — смеясь, сказал Денис.

В своей последней трансляции подростки как могли пытались попрощаться с друзьями. Катя говорила, что ей страшно; Денис успокаивал ее. Было видно, что ребята растеряны: они спрашивали у своих зрителей, что им делать. Самый очевидный вариант — сдаться — пугал их тюрьмой, а другого просто не было. Между тем время, которое правоохранительные органы дали подросткам на раздумье, незаметно истекло.

Глупость, обернувшаяся трагедией

В какой-то момент появилась надежда, что подростковая драма в поселке Струги Красные разрешится бескровно. СМИ сообщили, что трое подростков, обстрелявшие полицейских, сдались. По словам местных жителей, из дома, откуда стреляли по полицейской машине, вывели трех подростков, они сдали оружие, и СОБР, прибывший на место происшествия, уехал.

Но очень быстро выяснилось, что это не так. Появились сообщения о том, что Денис и Катя совершили самоубийство. «Сначала Денис застрелил девушку, а потом сам свел счеты с жизнью», — сообщил источник в правоохранительных органах.

А около 17:30 управление СКР по Псковской области обнародовало детали штурма здания, откуда подростки вели стрельбу.

«Сотрудники правоохранительных органов в течение нескольких часов вели переговоры, но результата достигнуто не было. Позднее несовершеннолетние вовсе перестали выходить на связь. В связи с этим была спланирована спецоперация с привлечением сотрудников СОБР», — говорилось в сообщении ведомства.

Когда сотрудники спецподразделений применили свето-шумовые гранаты и пошли на штурм, Дениса и Катю обнаружили мертвыми с огнестрельными ранениями.

Теперь следователям предстоит выяснить, что толкнуло ребят на столь отчаянный шаг. Впереди посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, проверка на алкоголь и наркотики, множество других процедур. Истина в резонансной псковской истории рано или поздно будет установлена.

Подростки, социальные сети и конфиденциальность

Подростки делятся разнообразной информацией о себе на сайтах социальных сетей; 1 сами сайты предназначены для поощрения обмена информацией и расширения сетей. Однако немногие подростки придерживаются полностью публичного подхода к социальным сетям.

Вместо этого они предпринимают ряд шагов для ограничения и сокращения своих профилей, а их модели управления репутацией в социальных сетях сильно различаются в зависимости от их пола и размера сети. Вот некоторые из ключевых выводов нового отчета, основанного на опросе 802 подростков, в котором изучается управление конфиденциальностью подростков на сайтах социальных сетей:

  • Подростки делятся большей информацией о себе в социальных сетях, чем раньше. Что касается пяти различных типов личной информации, которые мы измеряли как в 2006, так и в 2012 году, каждый из них со значительно большей вероятностью будет использоваться подростками в социальных сетях в нашем последнем опросе.
  • Использование Twitter подростками значительно выросло: 24% подростков используют Twitter по сравнению с 16% в 2011 году.
  • У типичного (медианного) подростка-пользователя Facebook 300 друзей, а у типичного подростка-пользователя Twitter — 79.последователи.
  • Обсуждения в фокус-группах с подростками показывают, что их энтузиазм по отношению к Facebook снижается, им не нравится растущее присутствие взрослых, чрезмерное общение людей и стрессовая «драма», но они продолжают использовать его, потому что участие является важной частью общего подросткового общения.
  • 60% подростков-пользователей Facebook держат свои профили в секрете, и большинство из них сообщают о высоком уровне уверенности в своей способности управлять своими настройками.
  • Подростки предпринимают другие шаги, чтобы формировать свою репутацию, управлять своими сетями и маскировать информацию, которую они не хотят, чтобы знали другие; 74% подростков-пользователей социальных сетей удалили людей из своей сети или списка друзей.
  • Подростки-пользователи социальных сетей не выражают особого беспокойства по поводу доступа третьих лиц к их данным; только 9% говорят, что они «очень» обеспокоены.
  • В Facebook увеличение размера сети идет рука об руку с разнообразием сети, обменом информацией и управлением личной информацией.
  • В общих чертах онлайн-опыта подростки гораздо чаще сообщают о положительном опыте, чем об отрицательном. Например, 52% онлайн-подростков говорят, что у них был опыт в сети, который заставил их чувствовать себя хорошо.
Подростки делятся большей информацией о себе в социальных сетях, чем раньше.

Подростки все чаще делятся личной информацией в социальных сетях, и эта тенденция, вероятно, обусловлена ​​эволюцией платформ, которые используют подростки, а также изменением норм, касающихся обмена информацией. Типичный профиль подростка на MySpace 2006 года сильно отличался по форме и функциям от версии Facebook 2006 года, а также от профилей Facebook, которые сегодня стали отличительной чертой подростковой жизни. Что касается пяти различных типов личной информации, которые мы измеряли как в 2006, так и в 2012 году, каждый из них со значительно большей вероятностью будет использоваться подростками в социальных сетях в профиле, который они используют чаще всего.

  • 91% публикуют свои фотографии , по сравнению с 79% в 2006 году.
  • 71% публикуют название школы по сравнению с 49%.
  • 71% публикуют город или поселок, в котором они живут , по сравнению с 61%.
  • 53% публикуют свой адрес электронной почты , по сравнению с 29%.
  • 20% публикуют свой номер мобильного телефона , по сравнению с 2%.

В дополнение к вопросам о трендах мы также задали пять новых вопросов о профилях, которые чаще всего используют подростки, и обнаружили, что среди подростков-пользователей социальных сетей:

  • 92% публикуют свое настоящее имя в профиле, который они используют чаще всего. 2
  • 84% публикуют свои интересы , такие как фильмы, музыка или книги, которые им нравятся.
  • 82% публикуют свою дату рождения .
  • 62% публикуют свой статус отношений .
  • 24% публикуют видео о себе .
Подростки старшего возраста чаще, чем младшие подростки, делятся определенными типами информации, но мальчики и девочки, как правило, размещают одинаковый контент.

Вообще говоря, пользователи социальных сетей старшего возраста (14–17 лет) чаще делятся определенной информацией в профиле, который они используют чаще всего, по сравнению с подростками младшего возраста (12–13 лет).

Подростки старшего возраста, которые являются пользователями социальных сетей, чаще делятся:

  • своими фотографиями в своем профиле (94% подростков старшего возраста против 82% подростков младшего возраста)
  • Название школы (76% против 56%)
  • Их статус отношений (66% против 50%)
  • Номер мобильного телефона (23% против 11%)

В то время как мальчики и девочки обычно делятся личной информацией в профилях социальных сетей с одинаковой скоростью, номера мобильных телефонов являются ключевым исключением. Мальчики значительно чаще делятся своими номерами, чем девочки (26% против 14%). Это различие, которое движет мальчиками постарше. Различные различия между белыми и афроамериканскими подростками, использующими социальные сети, также значительны, наиболее заметным из которых является более низкая вероятность того, что афроамериканские подростки раскроют свои настоящие имена в профиле социальной сети (9).Так поступают 5% белых подростков, пользующихся социальными сетями, по сравнению с 77% афроамериканских подростков). 3

16% подростков-пользователей социальных сетей настроили свой профиль так, чтобы их местоположение автоматически включалось в сообщения.

Помимо основной информации профиля, некоторые подростки включают автоматическое включение информации о местоположении при публикации. Около 16% подростков-пользователей социальных сетей сказали, что они настроили свой профиль или учетную запись так, чтобы они автоматически включали их местоположение в сообщения. Мальчики, девочки и подростки всех возрастов и социально-экономических слоев с одинаковой вероятностью скажут, что они настроили свой профиль, чтобы указывать свое местоположение при публикации. Данные фокус-групп свидетельствуют о том, что многие подростки считают ненужным и небезопасным делиться своим местоположением, в то время как другие ценят возможность сообщать о своем местонахождении друзьям и родителям.

Подростки Использование Твиттера значительно выросло: 24% подростков используют Твиттер по сравнению с 16% в 2011 году.

Твиттер привлекает гораздо меньше подростков, чем Facebook, но его использование растет. Каждый четвертый онлайн-подросток так или иначе использует Твиттер. В то время как общее использование сайтов социальных сетей среди подростков колебалось около 80%, популярность Twitter росла; 24% онлайн-подростков используют Twitter, по сравнению с 16% в 2011 году и 8%, когда мы впервые задали этот вопрос в конце 2009 года.

Афроамериканские подростки значительно чаще сообщают об использовании Twitter по сравнению с белой молодежью.

Продолжая тенденцию, сложившуюся в начале существования Twitter, афроамериканские подростки, которые являются пользователями Интернета, чаще используют сайт по сравнению со своими белыми сверстниками. Двое из пяти (39%) афроамериканских подростков используют Твиттер, а 23% белых подростков используют этот сервис.

Общедоступные учетные записи являются нормой для подростков-пользователей Twitter.

В то время как те, у кого есть профили в Facebook, чаще всего выбирают приватные настройки, пользователи Twitter, напротив, гораздо чаще имеют общедоступную учетную запись.

  • 64% подростков с учетными записями в Твиттере говорят, что их твиты являются общедоступными, а 24% говорят, что их твиты являются частными.
  • 12% подростков, имеющих аккаунты в Твиттере, говорят, что они «не знают», являются ли их твиты общедоступными или частными.
  • В то время как мальчики и девочки с одинаковой вероятностью говорят, что их учетные записи общедоступны, мальчики значительно чаще, чем девочки, говорят, что они не знают об этом (21% мальчиков, у которых есть учетные записи Twitter, сообщают об этом, по сравнению с 5% девочек).
У типичного (медианного) подростка-пользователя Facebook 300 друзей, в то время как у типичного подростка-пользователя Twitter 79 подписчиков.

В целом у подростков гораздо меньше подписчиков в Твиттере, чем у друзей на Фейсбуке; у типичного (медианного) пользователя Facebook-подростка 300 друзей, в то время как у типичного (медианного) пользователя Twitter-подростка 79 подписчиков. Девочки и подростки старшего возраста, как правило, имеют значительно большую сеть друзей в Facebook по сравнению с мальчиками и подростками младшего возраста.

Дружеские сети подростков на Facebook в значительной степени отражают их офлайн-сети. Семь из десяти говорят, что дружат со своими родителями на Facebook.

У подростков, как и у других пользователей Facebook, в социальных сетях есть разные люди. И то, как подростки строят эту сеть, влияет на то, кто может видеть материалы, которыми они делятся в этих цифровых социальных пространствах:

  • 98% подростков, использующих Facebook, дружат с людьми, которых они знают со школы.
  • 91% подростков-пользователей Facebook дружат с членами их расширенной семьи.
  • 89% связаны с друзьями, которые не ходят в ту же школу.
  • 76% являются друзьями Facebook с братьями и сестрами.
  • 70% друзей своих родителей в Facebook.
  • 33% дружат на Facebook с другими людьми, которых они не встречали лично.
  • У 30% друзей в сети есть учителя или коучи.
  • В сети 30% есть знаменитости, музыканты или спортсмены.
Старшие подростки, как правило, дружат на Facebook с большим количеством людей, в то время как младшие подростки менее склонны дружить с определенными группами, в том числе с теми, с кем они никогда не встречались лично.

Подростки старшего возраста чаще, чем младшие, создают более широкие сети друзей на Facebook. Подростки старшего возраста (14–17 лет), пользующиеся Facebook, чаще, чем подростки младшего возраста (12–13 лет), общаются с:

  • Друзьями, которые ходят в другие школы (92% против 82%)
  • Люди, которых они никогда не встречали лично, не считая знаменитостей (36% против 25%)
  • Учителя или тренеры (34% против 19%)

Девочки также чаще, чем мальчики (37% против 23%), дружат на Facebook с тренерами или учителями — это единственная категория друзей на Facebook, в которой мальчики и девочки различаются.

Афроамериканская молодежь почти в два раза чаще, чем белые, дружит на Facebook со знаменитостями, спортсменами или музыкантами (48% против 25%).

Обсуждения в фокус-группах с подростками показывают, что их энтузиазм в отношении Facebook снижается.

В фокус-группах многие подростки выразили снижение энтузиазма по поводу Facebook. Им не нравится растущее число взрослых на сайте, их раздражает, когда их друзья в Facebook делятся бессмысленными подробностями, и они истощены «драмой», которая, по их словам, часто происходит на сайте. Стресс от необходимости управлять своей репутацией в Facebook также способствует отсутствию энтузиазма. Тем не менее, на сайте по-прежнему происходит много общения, и подростки считают, что им нужно оставаться на Facebook, чтобы ничего не пропустить.

Пользователи других сайтов, кроме Facebook, выражают больший энтузиазм по поводу своего выбора.

Те подростки, которые использовали такие сайты, как Twitter и Instagram, сообщали, что они могли лучше выражать себя на этих платформах, где они чувствовали себя свободными от социальных ожиданий и ограничений Facebook. Некоторые подростки могут перенести свою деятельность и внимание на другие сайты, чтобы избежать драмы и давления, которые они обнаруживают на Facebook, хотя большинство из них по-прежнему остаются активными и на Facebook.

60% подростков-пользователей Facebook держат свои профили в секрете, и большинство из них сообщают о высоком уровне уверенности в своей способности управлять своими настройками.

У подростков есть множество способов сделать доступными или ограничить доступ к своей личной информации на сайтах социальных сетей. Настройки конфиденциальности — один из многих инструментов в арсенале управления личными данными подростка. Среди подростков-пользователей Facebook большинство выбирает приватные настройки, которые позволяют только одобренным друзьям просматривать контент, который они публикуют.

Большинство держат свой профиль в Facebook закрытым. Девочки чаще, чем мальчики, ограничивают доступ к своим профилям.

Около 60% подростков в возрасте 12-17 лет, использующих Facebook, говорят, что их профиль закрыт, чтобы его могли видеть только их друзья. Еще 25% имеют частично закрытый профиль, настроенный так, что друзья их друзей могут видеть, что они публикуют. А 14% подростков говорят, что их профиль полностью общедоступен. 4

  • Девочки, использующие Facebook, значительно чаще, чем мальчики, имеют личный профиль (только для друзей) (70% против 50%).
  • Напротив, мальчики чаще, чем девочки, имеют общедоступный профиль, который могут видеть все (20% против 8%).
Большинство подростков демонстрируют высокий уровень уверенности в управлении настройками конфиденциальности Facebook.

Более половины (56%) подростков-пользователей Facebook говорят, что «совсем не сложно» управлять элементами управления конфиденциальностью в своем профиле Facebook, а каждый третий (33%) говорит, что это «не слишком сложно». Всего 8% подростков-пользователей Facebook говорят, что управлять своими настройками конфиденциальности «несколько сложно», и менее 1% описывают этот процесс как «очень сложный».

Чувство эффективности у подростков увеличивается с возрастом:

  • 41% пользователей Facebook в возрасте от 12 до 13 лет говорят, что «совсем не сложно» управлять настройками конфиденциальности, по сравнению с 61% пользователей в возрасте от 14 до 17 лет.
  • Мальчики и девочки сообщают об одинаковом уровне уверенности в управлении настройками конфиденциальности в своих профилях на Facebook.
Для большинства подростков-пользователей Facebook все друзья и родители видят одну и ту же информацию и обновления в своем профиле.

Помимо общих настроек конфиденциальности, подростки-пользователи Facebook могут установить дополнительные ограничения на то, кто может просматривать информацию и обновления, которые они публикуют. Тем не менее, немногие предпочитают настраивать таким образом: среди подростков, у которых есть учетная запись Facebook, только 18% говорят, что они ограничивают то, что определенные друзья могут видеть в своем профиле. Подавляющее большинство (81%) говорят, что все их друзья видят одно и то же в своем профиле. 5 Этот подход также распространяется на родителей; только 5% подростков-пользователей Facebook говорят, что они ограничивают то, что могут видеть их родители.

Подростки предпринимают другие шаги для формирования своей репутации, управления своими сетями и сокрытия информации, которую они не хотят, чтобы знали другие; 74% подростков-пользователей социальных сетей удалили людей из своей сети или списка друзей.

Подростки осведомлены о своей онлайн-репутации и принимают меры для контроля содержания и внешнего вида своего присутствия в социальных сетях. Для многих подростков, опрошенных в фокус-группах для этого отчета, Facebook рассматривался как продолжение офлайн-взаимодействия, социальных переговоров и маневрирования, присущих подростковой жизни. «Нравится» особенно сильно влияет на социальный статус, так что подростки-пользователи Facebook будут манипулировать своим профилем и содержимым временной шкалы, чтобы получить максимальное количество «лайков», и удалять фотографии с недостаточным количеством «лайков».

Сокращение и изменение содержимого профиля — важная часть управления личностью подростков в Интернете.

Подростки могут управлять своими профилями в различных формах. Мы опросили подростков-пользователей социальных сетей о пяти конкретных действиях, связанных с контентом, который они публикуют, и обнаружили, что:

  • 59% удалили или мимо.
  • 53% удалили чужие комментарии в своем профиле или аккаунте.
  • 45% удалили свое имя с фотографий, помеченных для их идентификации.
  • 31% удалили или деактивировали весь профиль или учетную запись.
  • 19% публиковали обновления, комментарии, фотографии или видео, о которых позже сожалели.
74% подростков-пользователей социальных сетей удалили людей из своей сети или списка друзей; 58% заблокировали людей в социальных сетях.

Учитывая размер и состав сетей подростков, подбор друзей также является неотъемлемой частью управления конфиденциальностью и репутацией подростков, использующих социальные сети. Практика добавления в друзья, удаления из друзей и блокировки служит методами управления конфиденциальностью для контроля того, кто что видит и когда. Среди подростков-пользователей социальных сетей:

  • Девочки чаще, чем мальчики, удаляют друзей из своей сети (82% против 66%) и блокируют людей (67% против 48%).
  • Удаление из друзей и блокировка одинаково распространены среди подростков всех возрастов и представителей всех социально-экономических групп.
58% подростков-пользователей социальных сетей говорят, что они делятся шутками внутри или каким-то образом скрывают свои сообщения.

В качестве способа создания другого типа конфиденциальности многие подростки-пользователи социальных сетей скрывают некоторые из своих обновлений и сообщений, делясь внутренними шутками и другими закодированными сообщениями, которые поймут только определенные друзья:

  • 58% подростков-пользователей социальных сетей говорят, что они делятся шутками внутри или каким-то образом скрывают свои сообщения.
  • Подростки старшего возраста значительно чаще, чем подростки младшего возраста, говорят, что они делятся внутренними шутками и закодированными сообщениями, которые понимают только некоторые из их друзей (62% против 46%).
26% говорят, что публикуют ложную информацию, такую ​​как вымышленное имя, возраст или местонахождение, чтобы защитить свою конфиденциальность.

Каждый четвертый (26%) подросток-пользователь социальных сетей говорит, что он публикует ложную информацию, такую ​​как вымышленное имя, возраст или местонахождение, чтобы защитить свою конфиденциальность.

  • Афроамериканские подростки, пользующиеся социальными сетями, чаще, чем белые подростки, говорят, что размещают в своих профилях ложную информацию (39% против 21%).
Подростки-пользователи социальных сетей не выражают особого беспокойства по поводу доступа третьих лиц к их данным; только 9% говорят, что они «очень» обеспокоены.

В целом, 40% подростков-пользователей социальных сетей говорят, что они «очень» или «в некоторой степени» обеспокоены тем, что некоторая информация, которой они делятся на сайтах социальных сетей, может быть доступна третьим лицам, таким как рекламодатели или компании, без их ведома. Однако немногие сообщают о высоком уровне беспокойства; 31% говорят, что они «несколько» обеспокоены, и только 9% говорят, что они «очень» обеспокоены. 6 Еще 60% в целом сообщают, что они «не слишком» обеспокоены (38%) или «совсем не» обеспокоены (22%).

  • Юные пользователи социальных сетей (12–13 лет) значительно чаще, чем подростки старшего возраста (14–17 лет), говорят, что они «очень обеспокоены» доступом третьих лиц к информации, которой они делятся (17% против 6% ).
Данные наших фокус-групп показывают, что некоторые подростки могут не иметь четкого представления о том, используется ли информация, которой они делятся в социальных сетях, третьими лицами.

На вопрос, думают ли они, что Facebook предоставляет кому-либо еще доступ к информации, которой они делятся, один ученик средней школы написал: «Любой, кто не дружит со мной, не может видеть ничего в моем профиле, кроме моего имени и пола. Я не верю, что [Facebook] что-то сделает с моей информацией». Другие старшеклассники разделяли аналогичные чувства, полагая, что Facebook не будет или не должен делиться их информацией.

Родители, напротив, очень обеспокоены тем, сколько информации рекламодатели могут узнать о поведении их детей в Интернете.

Родителям опрошенных подростков был задан соответствующий вопрос: «Насколько вас беспокоит, сколько информации рекламодатели могут узнать о поведении вашего ребенка в Интернете?» Целых 81% родителей сообщают, что они «очень» или «в некоторой степени» обеспокоены, а 46% сообщают, что они «очень обеспокоены». Только 19% сообщают, что их не слишком беспокоит или совсем не беспокоит, как много рекламодатели могут узнать об онлайн-действиях их детей.

Подростки, которых беспокоит доступ третьих лиц к их личной информации, также чаще занимаются управлением репутацией в Интернете.

Подростки, которые несколько или очень обеспокоены тем, что к некоторой информации, которой они делятся на сайтах социальных сетей, могут получить доступ третьи лица, такие как рекламодатели или компании, без их ведома, чаще удаляют комментарии, снимают себя с фотографий или контента, а также деактивируют или удаляют свои весь аккаунт. Среди подростков-пользователей социальных сетей те, кто «очень» или «в некоторой степени» обеспокоен доступом третьих лиц, чаще, чем менее обеспокоенные подростки:

  • Удаляют комментарии, оставленные другими в их профиле (61% против 49).%).
  • Снять отметку с себя на фотографиях (52% против 41%).
  • Удалить или деактивировать свой профиль или учетную запись (38% против 25%).
  • Публиковать обновления, комментарии, фото или видео, о которых потом сожалеют (26% против 14%).
В Facebook увеличение размера сети идет рука об руку с разнообразием сети, обменом информацией и управлением личной информацией.

Подростки с более крупными сетями Facebook являются более частыми пользователями сайтов социальных сетей и, как правило, имеют большее разнообразие людей в своих сетях друзей. Они также делятся более широким спектром информации в своем профиле по сравнению с теми, у кого меньше друзей на сайте. Тем не менее, даже когда они делятся большим количеством информации с более широким кругом людей, они также более активно участвуют в поддержании своего онлайн-профиля или личности.

Подростки с большой сетью друзей в Facebook чаще являются пользователями социальных сетей и участвуют в более широком разнообразии платформ, помимо Facebook.

Подростки с более крупными сетями Facebook являются активными пользователями социальных сетей, которые проявляют большую склонность к «диверсификации» портфеля своих платформ:

  • 65% подростков, у которых более 600 друзей на Facebook, говорят, что посещают сайты социальных сетей несколько раз в день , по сравнению с 27% подростков, у которых не более 150 друзей в Facebook.
  • Подростки, имеющие более 600 друзей в Facebook, более чем в три раза чаще имеют учетную запись в Twitter по сравнению с теми, у кого 150 или меньше друзей в Facebook (46% против 13%). Они в шесть раз чаще используют Instagram (12% против 2%).
Подростки с более крупными сетями Facebook, как правило, имеют больше разнообразия в этих сетях.

Почти все пользователи Facebook (независимо от размера сети) дружат со своими одноклассниками и членами расширенной семьи. Тем не менее, по мере расширения сети подростков в Facebook начинают появляться и другие типы людей:

  • Подростки-пользователи Facebook, у которых в сети более 600 друзей, гораздо чаще, чем те, у кого сеть меньше, дружат на Facebook со сверстниками, которые не посещают свою школу, с людьми, которых они никогда не встречали лично (не включая знаменитостей). и других «общественных деятелей»), а также с учителями или тренерами.
  • С другой стороны, подростки с самой большой сетью друзей на самом деле реже дружат со своими родителями на Facebook по сравнению с подростками с самой маленькой сетью друзей (79). % против 60%).
Подростки с большими сетями делятся более широким спектром контента, но также более активны в деятельности по сокращению профилей и управлению репутацией.

Подростки с самыми большими сетями (более 600 друзей) с большей вероятностью будут включать в свой профиль фото, название школы, статус отношений и номер мобильного телефона по сравнению с подростками, у которых относительно небольшое количество друзей. друзей в своей сети (до 150 друзей). Тем не менее, подростки с большой сетью друзей также являются более активными менеджерами репутации в социальных сетях.

  • Подростки с более крупными сетями друзей с большей вероятностью, чем подростки с меньшими сетями, будут блокировать других пользователей, полностью удалять людей из своей сети друзей, снимать отметки со своих фотографий или удалять комментарии, оставленные другими в их профиле.
  • Они также значительно чаще автоматически включают свое местоположение в обновления и делятся внутренними шутками или закодированными сообщениями с другими.
В общих чертах онлайн-опыта подростки гораздо чаще сообщают о положительном опыте, чем об отрицательном.

В текущем опросе мы хотели понять более широкий контекст онлайн-жизни подростков за пределами Facebook и Twitter. Большинство подростков сообщают о положительном опыте в Интернете, например, о том, что они заводят друзей и чувствуют себя ближе к другому человеку, но некоторые все же сталкиваются с нежелательным контентом и контактами с другими людьми.

  • 52% онлайн-подростков говорят, что у них был опыт онлайн, который заставил их чувствовать себя хорошо. Среди подростков-пользователей социальных сетей 57% заявили, что у них был опыт работы в Интернете, который заставил их чувствовать себя хорошо, по сравнению с 30% подростков-пользователей Интернета, которые не используют социальные сети.
  • Каждый третий онлайн-подросток (33%) говорит, что у него был опыт онлайн, который помог ему почувствовать себя ближе к другому человеку. Глядя на подростков-пользователей социальных сетей, 37% сообщают, что у них был опыт общения в Интернете, который заставил их почувствовать себя ближе к другому человеку, по сравнению с 16% онлайн-подростков, которые не пользуются социальными сетями.
Каждый шестой онлайн-подросток говорит, что с ним связался онлайн кто-то, кого он не знал, таким образом, что он испугался или почувствовал себя некомфортно.

Нежелательный контакт с незнакомыми людьми встречается относительно редко, но 17% онлайн-подростков сообщают о каком-либо контакте, который заставил их чувствовать себя напуганными или неудобными. 7 Онлайн-девочки более чем в два раза чаще, чем мальчики, сообщают о контактах с кем-то, кого они не знали, что заставило их чувствовать себя напуганными или неудобными (24% против 10%).

Немногие подростки, пользующиеся Интернетом, разместили в сети что-то, что создало проблемы для них самих или члена семьи или создало проблемы в школе.

Небольшой процент подростков участвовал в онлайн-деятельности, которая имела негативные последствия для них или их семьи; 4% онлайн-подростков говорят, что они поделились конфиденциальной информацией в Интернете, которая впоследствии вызвала проблемы у них самих или других членов их семьи. Еще 4% разместили в Интернете информацию, из-за которой у них возникли проблемы в школе.

Более половины подростков, пользующихся Интернетом, решили не размещать контент в Интернете из соображений репутации.

Более половины онлайн-подростков (57%) говорят, что они решили не публиковать что-либо онлайн, потому что опасались, что это плохо отразится на них в будущем. Подростки-пользователи социальных сетей чаще, чем другие онлайн-подростки, которые не используют социальные сети, говорят, что воздерживались от обмена контентом из-за проблем с репутацией (61% против 39%).

Многие молодые люди лгали о своем возрасте, чтобы получить доступ к веб-сайтам и учетным записям в Интернете.

В 2011 году мы сообщали, что около половины подростков (44%) в Интернете признались, что в тот или иной момент лгали о своем возрасте, чтобы получить доступ к веб-сайту или зарегистрировать онлайн-аккаунт. В последнем опросе 39% онлайн-подростков признались, что фальсифицировали свой возраст, чтобы получить доступ к веб-сайту или учетной записи, и этот вывод существенно не отличается от предыдущего опроса.

Почти каждый третий онлайн-подросток говорит, что он получает онлайн-рекламу, которая явно не соответствует его возрасту.

Воздействие неприемлемой рекламы в Интернете является одним из многих рисков, которые беспокоят родителей, защитников молодежи и политиков. Тем не менее, до сих пор мало что было известно о том, как часто подростки сталкиваются с онлайн-рекламой, которая, по их мнению, предназначена для более (или менее) зрелой аудитории. В последнем опросе 30% онлайн-подростков говорят, что они получают онлайн-рекламу, которая «явно не подходит» для их возраста.

Об опросе и фокус-группах

Эти результаты основаны на общенациональном телефонном опросе, проведенном проектом Internet & American Life Исследовательского центра Pew Research Center среди 802 родителей и их 802 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Оно проводилось с 26 июля по 30 сентября 2012 г. Интервью проводились на английском и испанском языках, а также по стационарным и мобильным телефонам. Погрешность для полной выборки составляет ± 4,5 процентных пункта.

В этом отчете эти данные сочетаются с выводами и цитатами из фокус-групп, проведенных группой по делам молодежи и СМИ в Центре Беркмана по вопросам Интернета и общества при Гарвардском университете, начиная с февраля 2013 года. с особым упором на социальные сети. Команда провела 24 интервью в фокус-группах со 156 студентами из Бостона, Лос-Анджелеса (Калифорния), Санта-Барбары (Калифорния) и Гринсборо (Северная Каролина). Каждая фокус-группа длилась 90 минут, включая 15-минутную анкету, заполненную до начала интервью, состоящую из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов и 1 открытого ответа. Хотя исследовательская выборка не была предназначена для составления репрезентативных срезов определенной группы населения (групп), она включает участников из разных этнических, расовых и экономических слоев. Возраст участников варьировался от 11 до 19 лет. Средний возраст участников 14,5 лет.

Кроме того, с 20 по 27 июня 2012 года проект Pew Internet Project провел две онлайновые фокус-группы подростков в возрасте от 12 до 17 лет, чтобы помочь в разработке опроса. Первая фокус-группа состояла из 11 учащихся средних классов в возрасте от 12 до 14 лет, а вторая группа состояла из девяти старшеклассников в возрасте от 14 до 17 лет. Каждая группа была смешанного пола с некоторым расовым, социально-экономическим и региональным разнообразием. Группы проводились в виде асинхронного обсуждения в течение трех дней с использованием онлайн-платформы, и участников просили входить в систему дважды в день.

В данном отчете материалы фокус-групп выделяются несколькими способами. Цитаты онлайн-фокус-группы Pew чередуются с соответствующей статистикой опроса, чтобы проиллюстрировать результаты, которые были повторены в фокус-группах, или предоставить дополнительный контекст для данных. Кроме того, в нескольких пунктах есть обширные выдержки, выделенные в виде отдельных текстовых полей, которые раскрывают ряд важных тем, возникших в ходе личных фокус-групп, проведенных Центром Беркмана.

Правда о подростках и конфиденциальности

#### Думаете, им наплевать на конфиденциальность?
Подумайте еще раз.

Данах Бойд

Многие подростки считают, что они находятся в проигрышной ситуации, когда дело доходит до обмена информацией в Интернете: прокляты, если они публикуют свои личные мысли в общественных местах, и прокляты, если они создают личное пространство, которое родители не видят. Спор между родителями и подростками о конфиденциальности продолжается десятилетиями. Родители жалуются, когда подростки требуют уединения, прося своих родителей держаться подальше от их спальни, воздерживаться от подслушивания их телефонных разговоров и позволять им общаться со своими друзьями без сопровождения. На одном дыхании эти же родители выражают разочарование, когда подростки носят неподходящую одежду или скудные наряды. Они давно рассматривают открытую одежду как показатель отказа подростков от частной жизни. Другими словами, распространенные и давние практики подростков исторически были верными признаками нездоровой одержимости подростков конфиденциальностью или ее неприятия.

Социальные сети привнесли новое измерение в известную борьбу за личное пространство и личное самовыражение. Подростки не хотят, чтобы их родители просматривали их онлайн-профили или оглядывались через плечо, когда они общаются с друзьями. Родители больше не просто беспокоятся о том, что их дети носят вне дома, а о том, что они фотографируют в своей спальне, чтобы разместить в Интернете. Взаимодействия, которые раньше были невидимы для взрослых, внезапно обретают следы, побуждая родителей беспокоиться о разговорах, которые взрослые считают неуместными, или когда подростки делятся «ТМИ» (слишком много информации).

В то время как мое детство было связано с табличками «Не входить» в спальнях и битвами за кожаные мини-юбки и видимые бюстгальтеры, рост Интернета превратил борьбу за конфиденциальность и публичность в заголовки новостей для целой когорты молодежи.

Подростки часто разочаровываются в предположениях взрослых, которые предполагают, что они являются частью поколения, которое избегает частной жизни, чтобы участвовать в социальных сетях. В Северной Каролине я спросил «Вафли» по этому поводу, и он ответил с раздражением. «Каждый подросток хочет уединения. Каждый из них до последнего, говорят они вам или нет, хочет уединения». Ваффлз — компьютерный белый семнадцатилетний подросток, который каждый день часами общается с людьми с помощью видеоигр и активно участвует в самых разных онлайн-сообществах. Он отказался от идеи, что его участие в этих сетевых пабликах свидетельствует о том, что он не заботится о конфиденциальности. «Тот факт, что подростки используют интернет-сайты для связи с другими людьми, не означает, что они не заботятся о своей конфиденциальности. Мы не рассказываем всем все о своей жизни. . . . Поэтому говорить, что подростки не любят уединение, довольно невежественно и, честно говоря, невнимательно со стороны взрослых». Waffles сформулировал мнение, которое я обычно видел выражением в закатывании глаз: подростки, остро осознающие, как много взрослых игнорируют их участие в социальных сетях, не терпят упрощенных предположений взрослых о конфиденциальности подростков.

Хотя подростки борются с управлением своей идентичностью и ориентируются в ориентированных на молодежь сообществах, одновременно поддерживая пространство для близости, они делают это под пристальным вниманием медиа-экосистемы, предназначенной для предания гласности всех подростковых увлечений, моральной паники и новых разрекламированных технологий. Каждую неделю в новостях оплакивают смерть конфиденциальности, постоянно ссылаясь на участие подростков в общедоступных социальных сетях как на доказательство кончины конфиденциальности. В своей статье в New York Magazine, описывающей готовность людей к публичному самовыражению, Эмили Нуссбаум сформулировала широко распространенную озабоченность по поводу молодежи: «Сегодня дети. У них нет чувства стыда. У них нет чувства приватности. Это понты, славные шлюхи, порнографические болваны, которые выкладывают свои дневники, свои номера телефонов, свои дурацкие стихи — ради бога, свои грязные фото! — онлайн.» В Соединенных Штатах я слышал, как это мнение выражалось менее красноречиво родителями, учителями и религиозными деятелями, которые были в ужасе от того, чем подростки были готовы поделиться. Они часто обращались ко мне, искренне беспокоясь о будущем своих детей и не в силах понять, почему любой, кто заботится о себе и своей частной жизни, хочет активно участвовать в сети.

Идея о том, что подростки слишком много делятся друг с другом и, следовательно, не заботятся о конфиденциальности, сейчас настолько укоренилась в общественном дискурсе, что исследования, показывающие, что подростки действительно хотят конфиденциальности и добиваются ее, часто игнорируются средствами массовой информации.

Независимо от того, сколько молодых людей практикуют соблюдение конфиденциальности, взрослые считают публичные высказывания подростков неопровержимым доказательством современной подростковой непристойности и непристойности. Между тем, руководители технологических компаний, такие как основатель Facebook Марк Цукерберг и председатель Google Эрик Шмидт, укрепляют представление о том, что сегодняшние подростки другие, утверждая, что социальные нормы в отношении конфиденциальности изменились, чтобы оправдать их собственные бизнес-решения в отношении конфиденциальности пользователей.