Содержание

Выгодный бизнес: Белоруссия для российских инвесторов

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

В Республике Беларусь иностранцу легко открыть счет в банке и не надо бояться того, что деньги там зависнут из-за отзыва лицензии у местной кредитной организации. С 2000 года там обанкротился всего один банк. Тем предпринимателям, которые работают в сфере новых технологий, стоит стать резидентами индустриального парка «Великий камень»: там есть не только налоговые, но и неналоговые льготы. Порадует бизнесменов и судебная система союзного государства скорым правосудием и упрощенным порядком взыскания долгов.

Без политики и отзыва лицензий у банков

Управляющий партнёр белорусской юрфирмы «REVERA» Дмитрий Архипенко сразу отметил, что в каждой юрисдикции есть свои правила игры и Республика Беларусь в этом плане не является исключением. Важно, чтобы участники делового оборота соблюдали предлагаемые государством условия, тогда проблем с ведением бизнеса не возникнет, подчеркнул докладчик. Так, эксперт предупредил, что предпринимателям не стоит вмешиваться в местные политические интриги и участвовать в приватизации госимущества. С госзакупками Архипенко тоже рекомендовал быть аккуратнее: «Это интересная история, но надо помнить, что все равны, а государство равнее. В любой стране так».

На внутреннем белорусском рынке не стоит конкурировать с «грандами» госсектора. А вот на внешнем – можно. Власти одобрительно отнесутся, если вы создадите еще один успешный тракторный завод, который будет экспортировать такую технику.

Управляющий партнёр REVERA Дмитрий Архипенко

При ведении бизнеса в союзном государстве стоит учитывать и ряд других моментов. В частности, если дали обещание Александру Лукашенко по тем или иным обязательствам, то его нужно выполнить, отметил юрист. Кроме того, некоторые отрасли находятся в Белоруссии под «индивидуальным» государственным регулированием – нефтехимия, калийная отрасль, алкогольная и табачная продукция, телекоммуникации и фармацевтика.

Вместе с тем плюсов по ведению бизнеса в Республике Беларусь предостаточно. Во-первых, там низкая конкуренция и такой же порог доступа на рынок, рассказал Архипенко. Во-вторых, стабильная экономическая система. Таких ситуаций с отзывом лицензий у банков, как в России, у наших соседей не наблюдается. С 2000 года там обанкротилась лишь одна кредитная организация. А решения об открытии счетов для нерезидентов принимаются там очень быстро, рассказал управляющий партнер REVERA. Постепенно государство ослабляет контроль и за валютным регулированием, добавил докладчик. В-третьих, на территории Белоруссии существуют льготные режимы для производств – это и Индустриальный парк, и свободные экономические зоны, и даже особые привилегии для предприятий в сельской местности.

Правосудие по-белорусски

Отдельно Архипенко рассказал о преимуществах местной судебной системы, которая выстроена по аналогии с российской: там есть общие суды и экономические. Во главе этой иерархии стоит Верховный суд. Юрист сразу подчеркнул, что за все годы работы ни разу не сталкивался с проявлениями коррупции в белорусских судах. Еще одна положительная черта правосудия в Республике Беларусь – сроки рассмотрения дел. В первой инстанции вы получите решение уже через 2–3 месяца после подачи искового заявления. А три инстанции удастся пройти в среднем за полгода. Так что если у вас ответчик – белорус, то надо выбирать местный суд, уверяет Архипенко. По его словам, тогда будет легко добиться наложения обеспечительных мер и исполнения решения. 

Ассоциированный партнер ЮФ «REVERA» Денис Богданов добавил, что кредиторов порадуют существующие упрощенные системы взыскания долгов. Первая из них – приказное производство, когда дело рассматривают без вызова сторон. Это актуально для нерезидентов Республики Беларусь, которые хотят взыскать с резидентов, пояснил докладчик. По срокам весь процесс займет 1–2 месяца, но это лишь в том случае, если должник не заявит о том, что в этом разбирательстве есть спор о праве. Тогда придется рассматривать дело в общем порядке, предупредил юрист.  

Другой вариант – получить исполнительную подпись нотариуса. Она имеет такую же силу, как и любой другой исполнительный документ. Изготовить ее можно в течение 1–3 рабочих дней, но лишь тогда, когда есть факт признания задолженности оппонентом, подчеркнул Богданов. Таким образом, в исковом порядке придется разрешать конфликт, если должник занимает активную позицию и необходимо наложить обеспечительные меры, резюмировал эксперт.

Предложения инвесторам и технологичный бизнес

Богданов подробно остановился и на условиях, которые Республика Беларусь предоставляет инвесторам. Во-первых, Индустриальный парк «Великий Камень» – свободная экономическая зона с наиболее благоприятным режимом. Она появилась на рубеже 2012–2013 годов в рамках международного соглашения с Китаем. Для резидентов этого парка предусмотрены многочисленные налоговые и таможенные льготы. Но есть и неналоговые преимущества, рассказал юрист: «Возможность вести строительство с учетом иностранных норм и правил, а не местных. Ускоренный порядок получения разрешения на работу для иностранных сотрудников и свободное ценообразование». Еще одно важное преимущество, что все административные услуги для бизнеса в этой зоне оказывает администрация парка, пояснил Богданов. То есть предпринимателю не придется обращаться в несколько ведомств за разными услугами. Такой сервис называется «одна станция». Для того чтобы стать резидентом «Великого камня», надо вложить $500 000 в одну из конкретных сфер в течение трех лет. Отрасли для таких инвестиций установлены на законодательном уровне, но администрация парка может сделать исключение и выбрать проект из той сферы, которой нет в перечне. Если предложение будет действительно интересным и значимым.

Еще один вариант бизнес-сотрудничества с союзным государством – заключить инвестиционный договор с Республикой Беларусь.

Суть в том, что инвестор обязуется выполнить два обязательства: вложить заявленный объем инвестиций и реализовать проект в конкретные сроки.

Денис Богданов, ассоциированный партнёр ЮФ «REVERA»

В ответ государство бесплатно предоставляет предпринимателю земли и беспошлинный ввоз оборудования для строительства.

Именно для этой сферы и актуально такое сотрудничество, подчеркнул Богданов.

Елена Мурашко остановилась на особенностях функционирования Парка высоких технологий (ПВТ). Она рассказала, что сначала туда принимали только компании, которые занимались разработкой программного обеспечения. Но в последнее время список сфер для таких фирм расширился: от киберспорта до рекламы и маркетинга. Таким образом, все новые бизнес-отрасли подпадают под льготный режим, подчеркнула юрист. Мурашко отметила, что налоговые льготы для резидентов парка особенно существенны по социальным налогам: подоходному и взносам в соцстрах. Кроме того, таким компаниям не нужно платить НДС и налог на прибыль.

Для фирм из этой зоны упростили и бухгалтерский учет в этом году. Так, допускаются теперь финансовые документы на иностранном языке и в электронной форме. Юрист рассказала, что у резидентов есть возможность проводить сделки с использованием институтов из английского права. Таких, как опционный договор, заверения и гарантии, соглашение о возмещении имущественных потерь и другие.

Перечисленные возможности дали существенные плоды для экономики Белоруссии. За прошлый год выручка ПВТ превысила $1 млрд, в то время как в «Сколкове» за тот же период она составила $517 млн., привела статистику Мурашко. При этом резидентов в Парке в два раза меньше, чем в «Сколкове».

В «Сколкове» больше поощряется исследовательская деятельность, а в ПВТ – обычный технологичный бизнес сразу из нескольких сфер.

Елена Мурашко, партнёр ЮФ «REVERA»

  • Конференции Право.ru

Бизнес в Белоруссии для россиян в 2023 году

Содержание статьи:

  • Бизнес идеи для Белоруссии
  • Открытие кафе
  • Цветочный бизнес в Белоруссии: с чего начать?
  • Овцеводство как бизнес в Белоруссии
  • Как открыть секонд хенд в Белоруссии

Беларусь – это страна, которая на данный момент сохранила относительно стабильную экономическую ситуацию. Поэтому многие инвестора интересуются, каким бизнесом выгодно заниматься в Беларуси.

Данная страна достаточно лояльно относиться к бизнесу и предпринимателям. Всячески поощряет и поддерживает людей, которые стремятся к открытию своего дела. Поэтому здесь начать свой бизнес реально практически в любой сфере деятельности.

Иностранных инвесторов тоже довольно-таки привлекает данное отношение руководства страны к предпринимательству, богатые люди с удовольствием вкладывают деньги, находя прибыльные бизнес идеи для Белоруссии.

В предыдущей публикации мы говорили об идеях бизнеса в Америке, в этой статье, я хотела бы обсудить самые выгодные идеи для малого бизнеса в Белоруссии. В какой сфере стоит начать свое дело, как отыскать идею и добиться быстрой прибыли? На все эти вопросы мы будем отвечать по порядку.

Бизнес идеи для Белоруссии

Каждая страна имеет свои особенности и выгодные ниши. Конечно, Белоруссия – это не Европейский союз, где предприниматели имеют больше возможностей для построения своего бизнеса и выход на рынок международной торговли, но все же выгодное месторасположения на карте мира, дает этой стране свои приоритеты.

Тем более, что реализовать бизнес идеи с Европы, в нашей стране, порой бывает очень сложно, менталитет и количество финансовых вложений не слишком благоприятно сказываются на бизнесе.

Белоруссия находится практически в центре Европы, вдоль проложены международные транспортные пути. Отсюда и возникает первая идея для бизнеса в Белоруссии – это открытие придорожного кафе.

Если вы когда-нибудь, путешествовали по Белоруссии, то могли заметить, что придорожных точек питания не так уж много. Иногда приходится ехать несколько километров к ближайшему кафе. Можно сделать вывод о том, что данная ниша относительно свободна и есть возможность, пока еще, прочно закрепится в ней, как сделали это ваши конкуренты.

Открытие кафе

Прежде всего, нужно изучить рынок, конкуренцию, выбрать выгодное и прибыльное место для вашей точки питания. Не стоит открывать ресторан рядом с конкурентами, лучше подыскать себе более свободное место.

Что касается регистрации заведения, то в стране, как уже говорилось, существуют льготы для начинающих предпринимателей, поэтому с открытием заведения у вас проблем не будет.

Сервис. Очень важно грамотно подойти к открытию заведения. Позаботиться об интерьере, кухне, персонале. Гость должен чувствовать себя желанным. Белоруссия – славится своим гостеприимством и прекрасной кухней, поэтому туристы так любят эту страну.

Цветочный бизнес в Белоруссии: с чего начать?

Отличная идея для бизнеса в Белоруссии – это открытие цветочной лавки. Выращивание цветов как бизнес, имеет все шансы на успех, хотя эта ниша и считается достаточно конкурентной.

Цветочный бизнес – достаточно сложный и не всегда успешный из-за конкуренции и недостатка опыта в предпринимательской сфере.

Цены на букеты зависят от поставки, как правило, в Белоруссии не выращивают цветов, лишь некоторые, в теплицах и то в небольших количествах. В основном поставки осуществляются с Голландии, поэтому цена с каждым годом разнится.

Минусы тоже имеются, ведь цветы – это товар, который в считанные дни теряет свой привлекательный вид, поэтому продать надо быстро, максимально сократив убыток. Но, опытные предприниматели находят выход, они знают, как продать и сколько закупить товара в следующий раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что цветочный бизнес – дело ответственное и требующее опыта. Начать или нет бизнес в данной сфере, решать только вам.

Овцеводство как бизнес в Белоруссии

Данная страна является крупным поставщиком сельскохозяйственного товара в Европейский союз. В Республике Белоруссии на высоком уровне развита сельскохозяйственная сфера. Выращивание овощей и фруктов, скотоводство, производство с/х техники – это бизнес которым занимается практически каждый житель.

Отдельно хочу отметить овцеводство, как прибыльную бизнес идею для Белоруссии. Овцы – это прибыльный бизнес, который не требует больших вложений, ведь на начальном этапе, можно купив всего несколько пар животных. В чем прибыль?

Выпасать животных вы будете на пастбище, которое нужно взять в аренду, это стоит недорого, в Белоруссии свободных мест для выпаса отары предостаточно, таким образом – корм для животных имеется. С местом для содержания тоже проблем не будет, можно соорудить загон самостоятельно.

Ваша прибыль от овцеводства?

Вы получите три готовых продукта, которые можно реализовать. Это шерсть, молоко и мясо.

Шерсть. Что касается шерсти, то дорого ее продать не удастся, но можно наладить производство по изготовлению одеял, они пользуются большим спросом.

Молоко. Продать молоко оптом, у вас навряд ли получится, а вот сыр, который вы сможете с него сделать, раскупят на ура. Всем известная брынза – изготовляется как раз из овечьего молока, поэтому этот вкусный и натуральный продукт вы сможете быстро и без труда реализовать в супермаркеты или наладить поставки за границу.

Мясо. Баранина, тоже, несомненно, пользуется спросом на рынке, проблем с реализацией товара возникнуть не должно.

Овцеводство как бизнес в Белоруссии – выгодное и перспективное дело, которым стоит попробовать заняться сельским жителям.

Как открыть секонд хенд в Белоруссии

Многие скажут, что торговля – это заезженная тема и малоперспективная затея. Но только не для Белоруссии. Эта страна славится производством качественных товаров, наверняка все слышали о белорусском трикотаже. Вы можете заняться продажей вещей через интернет, создав сайт и поместив рекламу, или покорить рынок новыми товарами и нереализованными услугами.

Открываем секонд хенд в Белоруссии

Данный способ заработка имеет шансы стать выгодным. Вы можете закупить товар оптом из-за границы и продавать его на территории своей страны. Для этого нужно будет наладить заграничные поставки, арендовать помещение, нанять работников.

В СНГ, кроме секонд хендов, большой популярность пользуются, также, комиссионные магазины. Узнайте, как открыть комиссионный магазин с нуля в нашей стране.

В чем ваша прибыль?

В том, что товар, вы приобретаете оптом по низким ценам, сортируете его и выставляете на продажу в магазине по совершенно другой цене. На этом и зарабатываете. Данный бизнес может стать достаточно перспективным, если организовать сеть секон хендов по всему городу.

Можно сделать вывод о том, что Белоруссия – это страна, которая с пониманием и поддержкой относится к начинающим предпринимателям. Льготные условия, свободные ниши – заставляют не только местных жителей задуматься о своем бизнесе, но и привлекают заграничных инвесторов.

Ищите свои идеи для бизнеса с нуля в Беларуси, и смело воплощайте их в жизнь. Желаю успеха!

Риск для зарубежного бизнеса: Беларусь – GOV.UK

Политический и экономический контекст

Беларусь с населением 9,25 млн человек граничит с Польшей, Латвией, Литвой, Украиной и Россией. Это была республика Советского Союза, пока она не обрела независимость в 1991 году. Ее президент Александр Лукашенко находится у власти с момента своего избрания в 1994 году и является первым и единственным президентом Беларуси, избранным прямым голосованием. С приходом к власти Лукашенко укрепил свою власть над всеми институтами.

Все последующие выборы в Беларуси не соответствовали международным стандартам. Последние президентские выборы в августе 2020 года многие расценили как сфальсифицированные и привели к массовым протестам. Великобритания и ряд других стран не признали действительными результаты президентских выборов 2020 года. Мы призвали белорусский режим организовать новые выборы в соответствии с международными стандартами и под наблюдением Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Последовавшие за этим жестокие репрессии со стороны режима привели к введению санкций – как секторальных, так и индивидуальных – Великобританией, ЕС, США, Канадой и другими международными партнерами (см. раздел «Санкции» данного OBR).

Другие важные политические события включают принудительное перенаправление в Минск рейса FR 4978 Ryanair в мае 2021 года, а также принудительное удаление и арест белорусского диссидента и его партнера.

В июле 2022 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) признала это актом незаконного вмешательства в гражданское воздушное движение, нарушающим обязательства Беларуси по Чикагской и Монреальской конвенциям, участником которых она является. Также с середины до конца 2021 года режим способствовал массовому въезду иностранных граждан в Беларусь, чтобы спровоцировать миграционный кризис, который должен был затронуть соседние страны — Польшу, Литву и Латвию.

Хотя Беларусь не задействовала свои вооруженные силы для поддержки незаконного вторжения Российской Федерации в Украину, белорусский режим, тем не менее, активно содействует российским военным операциям. Режим разрешил российским силам использовать воздушное пространство, территорию и инфраструктуру Беларуси для проведения наступательных воздушных и наземных операций против Украины и оказал материально-техническую поддержку российским силам. Российские войска нанесли авиационные и ракетные удары по Украине с территории Беларуси. Белорусская инфраструктура, такая как железнодорожные и автомобильные сети, использовалась для перевозки российского военного персонала и оборудования. Организации, принадлежащие белорусскому режиму или контролируемые им, оказывали материально-техническую поддержку российским вооруженным силам, базирующимся в Беларуси.

Служба безопасности и разведки белорусского режима выявила, репрессировала и арестовала в Беларуси лиц, критиковавших поддержку Беларусью действий России в Украине. В ответ Великобритания и другие близкие союзники ввели дополнительные санкции против Беларуси.

FCDO Travel Advice в настоящее время рекомендует воздержаться от любых поездок в Беларусь (по состоянию на июль 2022 года).

Экономическая

Экономика Беларуси в основном контролируется государством, где на рынке доминируют неэффективные государственные предприятия (ГП). Однако в 2021 году экономический рост Беларуси превысил прогнозы. Целевой показатель в 1,8%, установленный белорусскими властями, был перевыполнен при росте ВВП в 2,3%, достигнутом в 2021 году, несмотря на введение санкций. Это было связано с благоприятной конъюнктурой мирового рынка, которая способствовала увеличению экспорта из Беларуси. Соглашения о поставках нефти и газа из России, а также калийные контракты с крупными покупателями (Индией и Китаем), рост мировых цен на сырьевые товары и быстрое восстановление мирового спроса помогли компенсировать некоторые негативные экономические последствия продолжающегося политического кризиса. . По сравнению с допандемическим 2019 годом, к 2021 году экономика Беларуси выросла на 1,6%.

Однако в 2022 году экономика Беларуси серьезно ослабла из-за дополнительных санкций, введенных против страны за участие в войне с Украиной. В мае 2022 года белорусские власти оценили, что «прямое воздействие санкций затронуло примерно 20% белорусской экономики и оказало косвенное влияние на остальную часть». Беларусь столкнулась с потрясениями в банковском и финансовом секторах, сбоями в торговле, платежах и логистике, уходом международных компаний, ограничением поставок иностранных компаний и потерей рынков. Белорусские государственные Белагропромбанк, Дабрабыт Банк, Банк развития Беларуси и Белинвестбанк были отключены от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT.

Европейский инвестиционный банк прекратил деятельность в Беларуси после фальсифицированных выборов в августе 2020 года. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не осуществлял новых инвестиций в Беларусь с 2021 года. В апреле 2022 года Совет управляющих ЕБРР принял решение приостановить доступ Беларуси к ресурсам Банка в ответ на содействие режима незаконному вторжению России в Украину. ЕБРР закрыл свои офисы в Минске, но Беларусь остается акционером. В начале марта 2022 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), к которому Беларусь присоединилась в 2019 г., заморозили кредитование Беларуси.

В апреле 2022 года правительство Беларуси и Национальный банк Беларуси приняли решение о погашении государственных кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР и Северного инвестиционного банка (СИБ) в белорусских рублях. В июне 2022 года регулирование было распространено на обязательства Беларуси по еврооблигациям. В результате 20 июля Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Беларуси в иностранной валюте до «RD» (ограниченный дефолт).

Доверие потребителей, а также деловой и инвестиционный климат пострадали в результате политического кризиса. Деловые настроения ухудшаются, что спровоцировало новую волну миграции и передислокации компаний (в частности, ИТ-сектора) за границу. В январе-мае 2022 года ВВП страны упал на 3,4%. Неопределенность остается крайне высокой, а перспективы экономического роста зависят от разрешения геополитического кризиса.

Всемирный банк (ВБ) ожидает снижения реального ВВП Беларуси не менее чем на 6,5% в 2022 г. (МВФ – снижение на 6,4%) и восстановления до 1,5% в 2023 г. (прогноз МВФ предполагает восстановление роста Беларуси). всего на 0,4% в 2023 г.). Всемирный банк считает, что падение ВВП увеличит бедность и уязвимость домохозяйств. Расширение контроля над ценами может иметь ограниченный эффект, вместо этого приводя к нехватке определенных потребительских товаров, в том числе из-за нехватки иностранной валюты (FX) в экономике и связанных с этим ограничений на импорт. ЕБРР прогнозирует сокращение на 4,0% в 2022 году и стагнацию в 2023 году. Евразийский банк развития (ЕАБР) отмечает, что внешние ограничения и затрудненный доступ к передовым технологиям и мировому рынку окажут долгосрочное негативное влияние на экономический рост.

Экономика Беларуси традиционно ориентирована на экспорт; около 65% выпускаемой продукции отправляется за рубеж. Крупнейшими статьями и отраслями экспорта Беларуси являются информационные технологии, транспортные услуги, нефть, удобрения, машиностроение, металлургия, деревообработка, легкая промышленность, молочные и мясные продукты, мебель, стекло, стекловолокно и цемент. Белорусский импорт в основном составляют энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующие (металлы и изделия из них, сырье для химических производств, детали машин), технологическое оборудование, медикаменты и продукты питания. Многие из этих секторов сейчас находятся под санкциями. Открытость белорусской экономики и ее высокая зависимость от внешних рынков делают ее чувствительной к внешнему санкционному давлению.

Белорусская продукция экспортировалась на рынки 174 стран в 2021 году. При этом на 5 из этих стран (Россия, Украина, Нидерланды, Польша и Германия) приходилось 69,6% (67% в 2020 году) всего экспорта. Концентрация импорта была еще выше. На Россию, Китай, Германию, Украину и Польшу в 2021 году пришлось 76,9% импорта Беларуси (75% в 2020 году).

Россия является основным торговым партнером Беларуси, на ее долю приходится 41,1% (45% в 2020 г.) экспорта товаров и 56,6% (50% в 2020 г.) импорта товаров в 2021 г. Экономика Беларуси в значительной степени зависит от нефти и природного газа. импорт газа из России. Зависимость белорусской экономики от России заметно усилилась с началом политического кризиса в Беларуси и войны на Украине. Расширение сотрудничества с Россией и реализация проектов по импортозамещению совместно с Россией находятся в центре внимания белорусского правительства. Россия — чуть ли не единственный источник ресурсов, основной рынок и транзитное окно для белорусского экспорта. Тесные связи со спадом российской экономики и любые дальнейшие негативные потрясения, затрагивающие Россию, будут препятствовать экономическим перспективам Беларуси.

Беларусь заняла 49-е место среди 190 стран, опрошенных в отчете Всемирного банка по легкости ведения бизнеса за 2020 год. Он установил льготные инвестиционные режимы в особых экономических зонах, таких как Парк высоких технологий и промышленный парк «Великий камень». Однако политический кризис в Беларуси, усугубленный российским вторжением в Украину, высветил проблемы с деловым климатом, такие как слабое верховенство закона и защита прав собственности, отсутствие прозрачности, макроэкономическая и финансовая нестабильность, обременительные правила с частыми изменениями и нехватка доступного и долгосрочного финансирования.

Беларусь является частью Евразийского экономического союза (ЕАЭС), открывая потенциальные ворота на рынки России, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Некоторые товары и оборудование, предназначенные для Беларуси, должны быть сертифицированы по правилам ЕАЭС. Это не обязательно барьер, но может отпугнуть компании, не имеющие опыта работы в ЕАЭС или считающие белорусский рынок недостаточно большим, чтобы тратить дополнительные ресурсы на сертификацию.

Некоторые иностранные компании продолжают работать в Беларуси, несмотря на политическую ситуацию, санкции, экономический спад и геополитическую напряженность в регионе; другие приняли решение – в том числе по соображениям репутационного риска – приостановить свою деятельность в Беларуси, уйти с белорусского рынка или прекратить торговлю с Беларусью. Затянувшийся кризис обескуражил британский бизнес, и компаниям необходимо предпринять необходимые шаги для обеспечения соблюдения режимов санкций.

Более подробная информация о торговых и инвестиционных отношениях между Великобританией и Беларусью находится в информационном бюллетене «Торговля и инвестиции».

Санкции

После фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года белорусский режим приступил к систематическим и вопиющим нарушениям прав человека, гражданских и политических прав в Беларуси. Это включало жестокие репрессии, в том числе пытки, изнасилования и произвольные задержания, со стороны режима и его сил безопасности гражданского общества, демократической оппозиции, независимых СМИ и журналистов, а также продолжающийся подрыв демократических принципов и верховенства права. В ответ правительство Великобритании и ключевые международные партнеры, включая США, Канаду и Европейский Союз, ввели санкции против Беларуси, чтобы побудить правительство уважать права человека, демократические принципы и верховенство закона, а также воздерживаться от действий, политики. или действия, подавляющие гражданское общество и независимые СМИ.

В 2021 году Великобритания ввела дополнительные санкционные меры, чтобы запретить британским предприятиям торговать товарами и услугами в различных секторах белорусской экономики.

В июле 2022 года, в ответ на содействие белорусского режима российской агрессии против Украины, наш режим санкций был дополнительно расширен. Это направлено на то, чтобы побудить режим прекратить поддерживать или способствовать действиям России против Украины и воспрепятствовать более непосредственному участию режима в конфликте. Расширение санкционных мер Великобритании в виде ужесточения торговых, финансовых и транспортных санкций нацелено на ключевые источники финансирования и доходов режима, усиливает давление на них и лишает их доступа к предметам, которые могут быть использованы для поддержки российского вторжения. Украины.

С августа 2020 года Великобритания поставила более 100 физических и юридических лиц под санкционные меры в отношении Беларуси. Другие белорусские физические и юридические лица были включены в список санкционных мер в отношении России. Под санкции попал ряд белорусских госпредприятий. Следует отметить, что по данным Национального статистического управления Республики Беларусь (Белстат) к государственному сектору относятся только коммунальные или республиканские унитарные предприятия. Белстат классифицирует все акционерные общества (АО) как частные. Однако АО, в которых государство (либо в форме, например, Госкомимущества, либо в форме другого государственного предприятия) является мажоритарным или значительным акционером, очень распространено в Беларуси. По некоторым оценкам, если ГП в Беларуси определить как любое предприятие любой организационно-правовой формы, где значительная доля активов остается в руках государства и/или где руководители находятся под жестким контролем органов государственной власти, то сверх 14 300 предприятий могут считаться государственными предприятиями.

См. полный список лиц и организаций, на которые распространяются санкции. Информация о британских санкциях размещена на GOV.UK. Предприятиям следует обратиться в службу поддержки бизнеса. Британские предприятия должны помнить о потенциальных рисках и проблемах работы в условиях санкций.

Согласно законодательству Великобритании, нарушение всех санкций, наложенных на Беларусь, является уголовным преступлением, независимо от того, связаны ли они с поствыборными репрессиями режима или его поддержкой вторжения в Украину.

Нарушение новых финансовых санкций, введенных в июле 2022 года, будет считаться правонарушением, которое подлежит рассмотрению в любом случае (может рассматриваться в магистратском суде или суде короны) и влечет за собой максимальное наказание по обвинительному акту в виде лишения свободы на срок до 7 лет или штрафа. (или оба). Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) отвечает за контроль за соблюдением финансовых санкций и за оценку предполагаемых нарушений. Он также имеет право налагать денежные штрафы за нарушение финансовых санкций и передавать дела в правоохранительные органы для расследования и возможного судебного преследования. OFSI сотрудничает с другими органами правительства, надзорными и регулирующими органами для рассмотрения всех случаев, о которых ему сообщается, и соответствующим образом обменивается соответствующей информацией.

Преступления, связанные с нарушением новых мер торговых санкций, введенных в июле 2022 года, будут подлежать судебному преследованию в любом случае и повлечь за собой максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы или штрафа (или и того, и другого). Объединенная группа экспортного контроля (ECJU) управляет системой экспортного контроля и лицензирования Великобритании в отношении торговых санкций. Отдел лицензирования импорта DIT применяет торговые санкции и лицензирование в отношении импорта.

Правонарушения, связанные с нарушением новых мер транспортных санкций, введенных в июле 2022 года, будут преследоваться в судебном порядке в любом случае и повлечь за собой максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы или штрафа (или и того, и другого).

Компании также должны знать о режимах санкций, введенных ЕС, США и Канадой, а также другими странами, такими как Австралия и Япония.

Ограничительные меры Великобритании являются целенаправленными, поэтому законный бизнес может продолжаться там, где санкции не применяются. Также можно подать заявку на получение лицензии от правительства Великобритании на осуществление определенных видов деятельности. Компании должны ознакомиться с информацией о санкциях на GOV.UK. BE Minsk и FCDO не могут и не будут предоставлять компаниям юридические консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, а также не будут предоставлять какие-либо консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, помимо тех, которые опубликованы HMG и находятся в открытом доступе.

Важно, чтобы компании тщательно изучали санкции, в том числе, где это применимо, обращались за советом к своим юридическим консультантам, а также к советам HMG. Британские компании обязаны строго соблюдать закон. Как указано выше, штрафы за несоблюдение могут быть суровыми.

Санкции: контрмеры режима

В ответ на санкции Беларусь приняла ряд контрмер. С 1 января 2022 года Беларусь ввела продовольственное эмбарго на широкий спектр товаров, произведенных в зарубежных странах, «которые проводят дискриминационную политику и совершают недружественные действия в отношении Беларуси». В июне 2022 года запрет был продлен еще на шесть месяцев до 31 декабря 2022 года. Эти ограничения распространяются на Великобританию.

Указ Президента Республики Беларусь от марта 2022 года № 93 предусматривает меры, направленные на поддержку белорусской экономики и бизнеса в трудные времена, и ответные ограничения для субъектов государств, совершающих недружественные действия. Режим дополнил этот Указ дополнительными постановлениями. В апреле 2022 года режим опубликовал список иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц. В список входят, в частности, Великобритания, США, Канада и все государства-члены ЕС.

Указ Президента № 137 «Об исполнительных листах» от апреля 2022 года приостанавливает исполнение всех исполнительных листов (определений суда, нотариальных актов и т. д.), выданных в пользу жителей «недружественных» стран.

В июле 2022 года Совет Министров принял Постановление № 436, которое запрещает инвесторам из «недружественных государств» продавать свои акции в 190 зарегистрированных на бирже компаниях с международными инвестициями. Пострадали некоторые британские инвесторы. Положение 436 позволяет властям добавлять новые компании.

Совет Министров Республики Беларусь также принял Постановление № 247 «О движении транспортных средств», устанавливающее запрет на движение по территории Республики Беларусь большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Таким транспортным средствам разрешается въезжать в Беларусь только в определенных пунктах пересечения границы и проезжать не дальше, чем в специально отведенные места вблизи границы для проведения грузовых операций и замены полуприцепов.

Права человека

FCDO считает Беларусь страной с нарушением прав человека.

После неудачных президентских выборов в августе 2020 года ситуация с правами человека значительно ухудшилась. Режим, его силы безопасности, пропагандистские СМИ и судебные органы жестоко подавили демократические права, права человека и основные свободы.

Задержано более 30 000 человек, из которых нескольким тысячам предъявлены обвинения по политическим мотивам. В настоящее время более 1200 политических заключенных находятся в тюрьмах после несовершенных судебных процессов. Силовики, действуя при полной безнаказанности, применили чрезмерную, в том числе со смертельным исходом, силу против мирных демонстрантов, демократической оппозиции, независимых СМИ и активистов гражданского общества. Имеются заслуживающие доверия сообщения о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении (включая сексуальное насилие и изнасилование) и пытках, применяемых к задержанным. Многие политические заключенные имеют ограниченный или не имеют доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию и подвергаются безжалостным допросам, запугиванию и методам психологического давления, которые равносильны пыткам.

Режим преднамеренно нацелился на независимых журналистов, СМИ и организации гражданского общества, включая независимые профсоюзы, с целью «вычистить» их из Беларуси. Независимые СМИ и НПО были «ликвидированы» режимом и в некоторых случаях признаны «экстремистскими организациями». Некоторые оппозиционные политики и другие лица, протестующие против режима, были занесены в список террористов или обвинены/осуждены в государственной измене.

Беларусь остается единственной страной в Европе, сохранившей и применяющей смертную казнь (приводимую в исполнение через расстрел). В последнее время расширился круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Великобритания принципиально выступает против смертной казни при любых обстоятельствах. Тем не менее, мы особо осуждаем несоблюдение соответствующих минимальных международных стандартов, включая запрет на применение смертной казни за пределами «наиболее тяжких преступлений».

Взяточничество и коррупция

Взяточничество незаконно. Дача взятки в любой точке мира британскими гражданами или лицом, обычно проживающим в Великобритании, юридическим лицом, зарегистрированным в Великобритании, или шотландским партнерством является правонарушением. Кроме того, коммерческая организация, осуществляющая деятельность в Соединенном Королевстве, может нести ответственность за действия лица, которое не является ни гражданином Соединенного Королевства, ни резидентом Соединенного Королевства, ни лицом, зарегистрированным или учрежденным в Соединенном Королевстве. В этом случае не имеет значения, совершаются ли действия или бездействие, являющиеся составной частью правонарушения, в Соединенном Королевстве или где-либо еще.

Беларусь придает большое значение борьбе с коррупцией. Он ратифицировал и выполнил требования основных международных документов по борьбе с коррупцией, таких как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции; и Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию.

В 2021 году Беларусь занимала 82-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International по сравнению с 63-м местом в 2020 году9. 0005

Прочтите информацию на нашей странице о взяточничестве и коррупции.

Террористическая угроза

Хотя недавней истории терроризма в Беларуси нет (в 2011 году был теракт в минском метро), теракты исключать нельзя. Вы должны осознавать глобальный риск неизбирательных террористических атак, которые могут быть совершены в общественных местах, в том числе посещаемых иностранцами.

Прочтите информацию на нашей странице об угрозе терроризма.

Защитный совет по безопасности

Консультация FCDO по путешествиям в настоящее время (июль 2022 г.) не рекомендует путешествовать в Беларусь.

В Беларуси очень низкий уровень преступности, но вы должны быть готовы к карманным кражам и кражам из автомобилей или гостиничных номеров.

Вы должны поддерживать высокий уровень безопасности, особенно в общественных местах, и избегать демонстраций. Деловые люди также должны осознавать возможную деятельность местной службы безопасности, которая может включать в себя мониторинг ИТ и цифровых коммуникаций, а также физическое и звуковое наблюдение.

Прочтите информацию в Консультации по путешествиям в Беларусь и на нашей странице Советы по безопасности.

Интеллектуальная собственность (ИС)

Права ИС являются территориальными, то есть они обеспечивают охрану только в странах, где они предоставлены или зарегистрированы. Если вы думаете о международной торговле, вам следует рассмотреть возможность регистрации ваших прав ИС на экспортных рынках.

В Беларуси Государственный комитет по науке и технологиям работает над совершенствованием своей национальной политики в области ИС, чтобы обеспечить соответствие национальной нормативно-правовой базы международным стандартам. Предоставление услуг ИС в области промышленной собственности и авторского права возлагается на Национальный центр интеллектуальной собственности. Государственный таможенный комитет ведет Национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, что облегчает проверку подлинности товаров, а также процесс изъятия контрафактной продукции.

Более подробная информация о правах интеллектуальной собственности в Беларуси находится на веб-сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности, членом которой Беларусь является с 1970 года.

Организованная преступность

Прочтите информацию на нашей странице об организованной преступности.

Свяжитесь с нами по адресу [email protected] для получения дополнительной информации и советов о возможностях ведения бизнеса в Беларуси.

Как важно быть русским: сможет ли Беларусь выжить в войне Кремля против Украины?

Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.

В текущей повестке белорусско-российских отношений доминирует один вопрос: удастся ли Кремлю втянуть белорусские вооруженные силы в боевые действия против Украины? Казалось бы, от этого вопроса сейчас зависит не что иное, как выживание Беларуси как суверенного государства.

Белорусский лидер-ветеран Александр Лукашенко с его непревзойденной жаждой власти еще может найти способ вытащить себя и свою страну из затруднительного положения, уклоняясь от давления России, как он это делал во многих случаях за последние три десятилетия. В противном случае преобладает мнение, что если Москве удастся вовлечь белорусов в боевые действия, быстрое уничтожение слабовооруженной белорусской армии приведет к серьезной дестабилизации внутри страны, что побудит Россию раз и навсегда поглотить Беларусь.

Лукашенковская харизма и понимание внутренней работы Кремля, безусловно, были важным элементом способности Беларуси противостоять растущим аппетитам России, но едва ли они были единственными. Гораздо важнее для прошлых успехов Лукашенко был всеобъемлющий консенсус, разделяемый белорусскими элитами и обществом в целом, в отношении того, что независимость страны выгодна им как в экономическом, так и в политическом плане.

Этот консенсус уже был подорван глубоким политическим кризисом, последовавшим за сфальсифицированными президентскими выборами в 2020 году. Теперь война почти полностью разрушила его, превратив многие аспекты белорусской независимости из актива в пассив. Отменить это изменение будет геркулесовой задачей, если не невозможной, независимо от способности Лукашенко удержать белорусскую армию от кровопролития.

Нажиться на независимости

На первый взгляд бедная и местническая Беларусь и ее режим долгое время были наводнены одним из самых прибыльных потоков ренты в Восточной Европе. Окруженная беспокойной Украиной на юге и скептически настроенной к России Прибалтикой на севере, страна занимала уникальное транзитное положение между богатой ресурсами Россией и богатой товарами Европой. Это преимущество было подкреплено причудливым Союзным государством, созданным совместно Минском и Москвой, которое превратило Беларусь в полуофшорную территорию для России.

Интеграционная структура позволила Беларуси совместить привилегированный доступ в Россию с преимуществами независимого государства. Эта комбинация обеспечивала постоянный приток доходов от множества посреднических операций, начиная от перепродажи различных товаров и взимания транзитных сборов и заканчивая уклонением от уплаты налогов и контролируемой государством контрабандой. Беларусь была перекрестком, где неучтенная российская нефть встречалась с неучтенной западной креветкой под бдительным оком местного режима, хотя последний всегда был готов смотреть в другую сторону, если ему предлагали изрядную долю добычи.

Временами Москва предпринимала вялые попытки обуздать теневые доходы Минска и отвести деньги обратно в российский бюджет, но как только возможности для получения ренты были устранены, они были заменены новыми. Усилия Кремля по объединению постсоветских государств в Таможенный союз, его торговые и транспортные войны с беспокойными соседями Украиной и Грузией, а также его попытки противодействовать западным санкциям запретом на импорт продуктов питания и других товаров из Европы — все это создавало новые возможности для белорусского арбитража. , которые наполняли казну страны, а также карманы правящей элиты. Выдача ренты была топливом, на котором работал белорусский режим: финансирование социальных программ, субсидирование промышленных гигантов советского образца и покупка лояльности раздутой бюрократии и аппарата безопасности.

Эта система пережила даже глубокий политический кризис 2020 года, вызванный фальсификацией президентских выборов. После того как Лукашенко жестоко подавил массовые протесты против фальсификаций на выборах, Беларусь все больше изолировалась от Запада. Но постепенное введение европейских санкций и новые возможности на украинском рынке, созданные углубляющейся конфронтацией Киева с Москвой, помогли режиму в Минске продержаться до 2021 года без необходимости серьезных изменений. Потребовалась полномасштабная война в Восточной Европе, чтобы разрушить белорусскую модель.

Нефтяной переизбыток

Одного взгляда на основные источники доходов Беларуси достаточно, чтобы понять переломные политические и экономические изменения, которые произошли в стране из-за вторжения Кремля в Украину. Возьмем самый прибыльный аспект советского наследия в Беларуси: два крупных нефтеперерабатывающих завода в Новополоцке и Мозыре. Почти три десятилетия Лукашенко сопротивлялся попыткам российских магнатов завладеть двумя объектами, ревниво удерживая их под контролем государства. Его упрямство было вполне обоснованным, поскольку нефтеперерабатывающие заводы были важнейшей опорой его режима. На пике своего развития в начале 2010-х годов на их продукцию приходилось более трети всего экспорта Беларуси и до 30 процентов доходов бюджета.

Рентабельность НПЗ во многом основывалась на разнице в пошлинах на экспорт российской нефти в Беларусь и в другие европейские государства, что позволяло белорусам перепродавать переработанную российскую нефть в ЕС и Украину с наценкой. Помимо пополнения государственного бюджета, полученная рента широко использовалась неформально. Состояние ведущих белорусских бизнесменов, санкционированных Западом как спонсоров Лукашенко, связано с торговлей нефтепродуктами. Эта отрасль также была известна как излюбленный сектор для рэкета белорусских спецслужб. Наконец, схемы торговли нефтью помогли Лукашенко наладить особые партнерские отношения с некоторыми российскими нефтяными гигантами, которые в свою очередь лоббировали его дело внутри России.

В середине 2010-х Москва начала наступление на Минскую нефтяную ренту, постепенно заменив экспортную пошлину налогом на добычу. Этот процесс, названный «налоговым маневром», был крайне непопулярен белорусскому режиму и вызвал много неприязни между двумя странами, но, к счастью для Минска, внедрение новой системы продвигалось очень медленно. На начало 2020 года белорусские НПЗ по-прежнему обеспечивали около четверти всего экспорта страны и около 20 процентов доходов бюджета.

В 2021 году Москва несколько ослабила гайки, чтобы помочь Лукашенко пережить массовые протесты против него дома, но затем в феврале 2022 года разразилась война. Кремль втянул Минск в свою агрессию против Украины, используя Беларусь в качестве плацдарма для После вторжения с севера белорусские НПЗ вскоре потеряли доступ как к украинскому, так и к европейскому рынку. В июне 2022 года белорусский экспорт нефтепродуктов в ЕС был на 99 процентов ниже, чем годом ранее, из-за ужесточения санкций, введенных против страны. Поставки в Украину рухнули с $249миллионов в январе до всего лишь 19 миллионов долларов в мае. Некоторые поставки, вероятно, продолжатся неофициально, несмотря на войну и санкции, но их масштабы и доходность вряд ли сопоставимы с довоенными показателями.

Единственным значимым рынком сбыта белорусских нефтепродуктов остается Россия, и здесь дают о себе знать новые издержки независимости. На протяжении десятилетий белорусская государственность обеспечивала нефтеперерабатывающим заводам выгодный таможенный режим и привилегированное положение на пути из России на другие рынки. Белорусская независимость была основой их рентабельности. Однако теперь это стало препятствием в их погоне за прибылью, поскольку затрудняет доступ к России, единственному доступному рынку.

В отличие от Беларуси российские НПЗ имеют право на специальную государственную субсидию — так называемый «демпфер», — который должен компенсировать им разницу между внутренними и мировыми ценами на нефтепродукты. Эта демпферная субсидия делает белорусские НПЗ неконкурентоспособными на российском рынке. Другими словами, они лишаются значительной части доходов по той причине, что не являются русскими.

В начале октября Москва, наконец, согласилась распространить глушитель на белорусские НПЗ со следующего года, но цена ее согласия была высока. Беларуси пришлось подписать новое налоговое соглашение с Россией, обязывающее ее согласовывать изменения косвенных налогов и акцизов с Москвой. Соглашение также предоставило России доступ ко всем данным о косвенных налогах, взимаемых в Беларуси. Минск фактически продал Москве автономию в косвенном налогообложении, чтобы поставить белорусские НПЗ в равные условия с российскими. Элементы белорусского суверенитета больше не размениваются на дополнительные блага; теперь они должны предлагаться просто за равенство.

На милость Москвы

Точно так же война превратила белорусскую государственность в бремя для многих других прибыльных отраслей. Производство удобрений, прежде всего калия, раньше составляло 10% белорусского экспорта. Эта десятая была гораздо важнее любой другой, потому что не зависела от России ни в спросе, ни в поставках сырья. Гигант удобрений «Беларуськалий», располагающийся на богатых местных месторождениях калия, давно желанный для российских олигархов, но Лукашенко продолжал требовать непомерные суммы за приватизацию компании, утверждая, что для национального достояния нет достаточно высокой цены.

Поскольку «Беларуськалий» обеспечивал более 15 процентов мирового экспорта калия, Запад не спешил вводить всеобъемлющие санкции против компании, даже несмотря на репрессии Лукашенко. Однако война привела к полному запрету. Помимо потери доступа к прибыльным рынкам Европы и Украины, белорусские удобрения были отрезаны от прибыльных транспортных маршрутов через морские порты Литвы и Украины. Потребовалось всего несколько недель, чтобы разрушить самодостаточность отрасли, поскольку все оставшиеся экспортные возможности Беларуси теперь проходят через Россию.

Мировой рынок калия переживает бум, и десятки развивающихся стран стремятся к поставкам из Беларуси, независимо от военного положения страны или положения с правами человека. Но поставки еще никогда не были такими сложными для белорусских производителей удобрений. Не русские, но отданные на милость России, они могут либо вложить несколько лет и несколько сотен миллионов долларов в строительство собственных портовых сооружений под Санкт-Петербургом, либо предложить значительные скидки, чтобы снизить цены своих российских конкурентов, использующих существующую инфраструктуру.

Поэтому неудивительно, что экспорт калия из Беларуси, по оценкам, сократился вдвое за первые шесть месяцев 2022 года (официальные данные засекречены властями). Уверены, что будут происходить дальнейшие сокращения, так как большая часть зарегистрированных поставок пришлась на первый квартал. Кроме того, этим летом появились новые неприятности, когда Москва добилась снятия санкций с российских производителей удобрений в обмен на разблокирование экспорта украинского зерна через Черное море. В сделке не упоминалось о том, что белорусские производители все еще обременены полным набором западных ограничений. Цена того, что Беларусь не является россиянкой, никогда не была такой высокой.

Еще одна отрасль, потерявшая в результате войны жизненно важную для белорусского режима ренту, — газовая. Когда весной этого года Польша ввела против «Газпрома» национальные санкции, Россия в ответ прекратила поставки газа по газопроводу «Ямал-Европа». Белорусский участок этого газопровода принадлежит «Газпрому», который приобрел его еще в 2011 году за 5 миллиардов долларов. Это не мешало Минску взимать плату за транзит, которая оценивается в 300–400 миллионов долларов в год. Теперь этих денег нет.

Еще до войны доступ к дешевому российскому газу был сильнейшим аргументом, который Москва использовала, чтобы втянуть Минск в более глубокую интеграцию. Высокие энергозатраты – это смертный приговор для белорусских производителей, так как их российские конкуренты просто вытеснят их с рынка. В настоящее время Беларусь все еще может покупать российский газ по относительно низкой фиксированной цене в 128 долларов за 1000 кубометров, но это соглашение подлежит ежегодному продлению, а война ухудшила позицию Минска в будущих переговорах по газу как никогда.

Теперь Беларусь находится в тупике российского трубопровода, и дальше по линии нет других потребителей. Из-за своей энергоемкой экономики и потери Россией европейских рынков Беларусь стала третьим по величине иностранным клиентом «Газпрома» после Китая и Турции. У российского газового гиганта возникнет соблазн выжать как можно больше из одного из своих последних крупных клиентов, в то время как Кремль, вероятно, будет придерживаться своей старой мантры, что самый простой способ получить дешевый российский газ — это стать частью России.

Последний ручей

Список арендной платы и доходов, потерянных Беларусью из-за войны, можно продолжать и продолжать. Через несколько недель после начала вторжения ЕС запретил белорусским транспортным компаниям движение по дорогам Европы. Это нанесло серьезный удар по стране, которая питалась транзитными потоками между Европой и Россией, зарабатывая на экспорте транспортных услуг до 4 миллиардов долларов в год. Это решение также уничтожило множество схем контрабанды и таможенного мошенничества, контролируемых бизнесом, близким к Лукашенко. Прошли те времена, когда холодная Беларусь, не имеющая выхода к морю, имела статус ведущего экспортера морепродуктов и свежесрезанных цветов в Россию.

Ужесточение западных санкций, вызванное войной, также решило судьбу других отраслей, которые белорусский режим культивировал как источник дохода, независимый от России. Лесопереработка, ИТ-услуги и производство сигарет — все эти отрасли в течение многих лет пользовались налоговыми льготами и государственными субсидиями благодаря хорошим продажам в Европе. Теперь они столкнулись с резким спадом производства и доходов, и у них нет иного выбора, кроме как вытеснить сокращающийся российский рынок из-за того, что они не являются русскими.

Поскольку Россия становится единственным экспортным рынком для растущего числа белорусских товаров и услуг, российский бюджет все чаще рассматривается белорусской правящей элитой как единственный источник ренты. Безусловно, российские государственные финансы сейчас также находятся в тяжелом положении, но доходы от нефти и накопленные резервы помогают им держаться на плаву, а решимость Кремля противостоять давлению Запада обещает щедрые государственные расходы.

Неудивительно, что в последние месяцы ключевым приоритетом белорусских министерств и крупного бизнеса стало подключение к российскому гиганту импортозамещения. Определенного успеха они добились: Москва пообещала выдать кредит в размере 1,5 миллиарда долларов для финансирования вклада Беларуси в общую цель по замещению западного импорта. Однако и здесь сказывается проблема нерусскости. Деньги будут выделяться в течение следующих нескольких лет на основе проектов, и это лишь малая часть огромных государственных субсидий, предназначенных для российских компаний.

Попытки Беларуси получить доступ к российским госзакупкам также дали определенные результаты. Но даже упрощенные процедуры для белорусских союзников все равно сложнее, чем для российских компаний. В отсутствие жизнеспособных альтернатив белорусы должны терпеть валютные риски, различия в регулировании и общее отсутствие равных условий для ведения бизнеса и получения ренты в России. Если они не найдут способ перестать быть нерусскими.

Бремя государственности

Различия между белорусской и русской идентичностями не очень выражены, а у идеологии белорусского этнонационализма всегда было много противников в стране, в том числе и у самого Лукашенко. Тем не менее, на протяжении десятилетий режим вырабатывал компромиссный подход к вопросу, в котором ценилась белорусская государственность без примеси антироссийских настроений, характерной для многих других постсоветских государств.

Подход был достаточно расплывчатым, чтобы приспособить самые разные представления о независимости Беларуси, начиная от романтической веры в то, что белорусы, в отличие от своих русских соседей, являются «настоящими европейцами», до прагматичного расчета, что страна может поддерживать относительно справедливую социальную систему только путем оставшихся за пределами России.

В результате спокойная, но твердая поддержка независимости стала точкой консенсуса в белорусском обществе, породив удивительное единодушие по внешнеполитическим вопросам, редкое явление на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет опросы общественного мнения неизменно демонстрировали, что подавляющее большинство белорусов, независимо от их отношения к режиму Лукашенко, склонны соглашаться с тем, что Беларусь должна быть нейтральным государством, сотрудничающим с Россией, но сохраняющим свой суверенитет.

Жестокое подавление Лукашенко массовых протестов 2020 года, однако, серьезно подорвало этот консенсус. Цепляясь за власть вопреки воле большинства, белорусский лидер был вынужден прибегнуть к поддержке России, в том числе в области идеологии и пропаганды. Он много заимствовал из кремлевских пропагандистских нарративов, понося Запад, отвергая протестующих как западных пешек и проповедуя, что Беларусь должна подражать России в следовании уникальному цивилизационному пути, лишенному порочных европейских ценностей и свобод.

При этом Лукашенко перетащил вопросы внешней политики в сферу внутренней политики и начал поляризовать белорусское общество, порождая пакетные взгляды. Его сторонники должны были быть безоговорочно пророссийскими и антизападными, а противники, естественно, тяготели к Западу, так как чувствовали себя преданными Москвой, спасшей ненавистного самодержца.

Вторжение России в Украину еще больше ускорило эту тенденцию, почти не оставив точек соприкосновения между поляризованными частями белорусского общества. Лукашенко искренне сплотился на стороне Кремля, оправдывая агрессию и помогая ей. Его сторонников призывают оставаться на его стороне и на стороне Кремля в экзистенциальном противостоянии злонамеренному Западу и его «марионеткам» в Киеве. Между тем оппоненты Лукашенко симпатизируют украинцам и все чаще рассматривают белорусского лидера как номинального главу навязанного Россией оккупационного режима.

Парадоксально, но эта поляризация, подтвержденная многочисленными опросами общественного мнения, обесценивает нынешнюю белорусскую государственность в глазах обоих лагерей. Горячая поддержка Лукашенко Кремля стирает разницу между всем белорусским и российским. Провластные митинги теперь украшают и белорусские, и российские флаги, школьники изучают средневековых русских князей как своих национальных героев, а белорусская государственная пропаганда стала почти неотличима от российской, временами даже занимая более прокремлевскую позицию, чем официальная. Минск. Провластная часть белорусского общества изо всех сил пытается понять, почему их страна не может пойти по стопам сепаратистских республик Донбасса и перейти под власть Москвы, если внешний мир — такое опасное место, а единственное убежище — Россия.

Оппоненты Лукашенко, с другой стороны, склонны считать Беларусь уже де-факто российской оккупацией. Вдохновленные военными успехами Украины и примером белорусских добровольцев, сражавшихся за Киев на войне, они считают, что их стране нужен освободительный крестовый поход, и не видят особой ценности в оставшихся атрибутах независимости.

Растущее безразличие белорусского общества к своей нынешней государственности дает режиму полную свободу действий в деле отказа от суверенитета страны. Недавняя сделка, которая в значительной степени уступила контроль над косвенными налогами Москве в обмен на российские нефтяные субсидии, может стать образцом для аналогичной торговли частями белорусского суверенитета ради краткосрочной финансовой выгоды. В прошлом Лукашенко вел такие переговоры очень осторожно: белорусскую государственность он рассматривает как ключевой элемент своего наследия, и его больше не интересуют грубые материальные блага. Однако белорусская номенклатура может оказаться менее озабоченной своим местом в учебниках истории.

Автономия номенклатуры от Лукашенко значительно возросла за последние месяцы. Белорусские высокопоставленные лица теперь устанавливают прямые и частые контакты со своими российскими коллегами, минуя лидера страны. Они из первых рук узнают об оставшихся денежных потоках в России и о том, как они присваиваются правящей элитой. Некоторые из них осмеливаются призывать к более пророссийской политике и даже публично возражают против Лукашенко. Поскольку способность белорусского лидера заручиться массовой поддержкой и раздавать ренту почти испарилась, номенклатура стремится искать другие источники дохода, даже если они связаны с отказом от своего бывшего покровителя или отказом от чувства «белорусскости» в пользу более выгодных условий. статус россиянина.

Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.

В новых реалиях Кремлю больше не нужно утруждать себя давлением на Беларусь для более глубокой интеграции. На фоне безразличия разочарованного общества элиты страны, стремящиеся к получению ренты, стремятся добровольно пожертвовать белорусским суверенитетом, если не ради чего, то просто для достижения равного статуса со своими российскими коллегами.