Содержание

Абрахам Маслоу — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.

Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что сущность человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. В этом случае цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено», помочь его самоактуализации. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей Маслоу), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Его идеи послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода, ответственность и др.

Оценка деятельности

Вклад А. Маслоу в современную ему психологию огромен. Психологи должны быть благодарны ему за переориентацию внимания с изучения неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. С другой стороны, представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет. См.→

Биография А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка. См.→

Публикации

  • «Дальние пределы человеческой психики»
  • «Мотивация и личность»
  • «Психология Бытия»
  • «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»
  • «Новые рубежи человеческой природы»

 

  • Автор А. Маслоу
  • Гуманистический подход
  • Гуманистическая психология
  • Персоналии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Биография А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Оценка деятельности А. Маслоу

Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал.

0Подробнее

01 янв. 2005 г.

Пирамида потребностей Маслоу

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

45Подробнее

01 янв. 2013 г.

Самоактуализация

Самоактуализация — процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Самоактуализация по А.Маслоу

;;

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Служение по А. Маслоу

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами лю­дей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным за­ниматься. Именно поэтому я говорю о служении, о жизненной миссии, а не просто о “любимом” деле. Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей — всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и доро­гих им людей.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц

Популярные статьи:

  • Интонации: профнабор мудрой жены
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Муж секс не выпрашивает
  • Спокойное присутствие

Хиты недели:

  • Уверенность менеджера по продажам
  • Интонации: профнабор мудрой жены
  • Эти глаза напротив…
  • Карл Густав Юнг
  • Треугольник Сходство—Общение—Теплота

Биография А.

Маслоу — Психологос

Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.

А. Маслоу

Абрахам Маслоу сделал больше для изменения нашего взгляда на человеческую природу и возможности личности, чем любой другой американский психолог за последние полвека.

Леонард

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ограничиваются тем, что зазубривают «пирамиду потребностей» по Маслоу в ночь перед экзаменом, чтобы больше о ней не вспоминать. На самом деле роль Маслоу в мировой психологии гораздо глубже и серьезнее, и этот поистине выдающийся психолог достоин того, чтобы коллеги знали о нем не понаслышке.

Детство в Бруклине

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка.

Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Его отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря — пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей (их в семье было трое) определялось главным образом его отсутствием.

Остается только удивляться, что семейный бизнес довольно успешно развивался и позволял семье вполне благополучно существовать. А впоследствии и сам Абрахам, уже будучи дипломированным психологом, принимал участие в руководстве производством бочек.

Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы.

Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».

Важно отметить, что Абрахам был совсем не красавцем.

Щуплое телосложение и огромный нос делали его отталкивающе-комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадаться на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера, с которым он даже познакомился лично, когда тот переселился в Америку. Ибо сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он, разумеется, в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.

Молодые годы

В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все».

Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.

Небезынтересно, что в отличие от красавца-жизнелюба Уотсона, заслужившего немало упреков в распущенности, неказистый Маслоу отличался редким постоянством в интимных отношениях. В юности он страстно влюбился в свою кузину, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым.

Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испытал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей — 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо.

Изучение сексуальности приматов и людей

Систематические занятия психологией Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет, и это едва не погасило его зарождавшийся интерес к этой науке. Дело в том, что первый прослушанный им в Корнелле курс психологии читал ученик Вундта структуралист Эдвард Титченер.

На фоне неотразимого обаяния Уотсона и растущей популярности его бихевиористских идей академические рассуждения Титченера звучали унылым анахронизмом. По словам Маслоу, это было нечто «невыразимо скучное и совершенно безжизненное, ничего общего не имеющее с реальным миром, и потому я с содроганием бежал оттуда».

Он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 — магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.

В те годы проблема сексуальности, несмотря на бурный расцвет психоанализа, продолжала оставаться для общественности пугающе-пикантной, и немногие ученые решались к ней подступиться. В силу этого Маслоу оказался одним из немногих, кого можно было с известной натяжкой назвать специалистом по данной проблеме. Поэтому именно к нему впоследствии обратился Альфред Кинси, которому предстояло революционизировать американское общественное сознание обнародованием результатов своих социологических изысканий на сексуальные темы.

Интересно, что Маслоу предложение о сотрудничестве отклонил. Впоследствии его неоднократно упрекали в пренебрежении научными методами и вообще критериями научности. А вот с Кинси он не сошелся как раз на той почве, что счел его исследования не соответствующими критериям научности. По мнению Маслоу, выборку респондентов Кинси нельзя считать репрезентативной, поскольку в опросах участвовали только те, кто на это добровольно согласился. Делать выводы по такому деликатному вопросу, как особенности сексуального поведения, по мнению Маслоу, допустимо было бы лишь с учетом мнения и тех, кто отвергает саму возможность обсуждения этой темы. Поскольку это невозможно, то и выводы вряд ли достоверны.

Статья Маслоу по этому вопросу появилась в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1951 году, но осталась практически незамеченной и сегодня никем не вспоминается. А зря! Идея-то верная. Мы ведь и сегодня горюем о сексуальной распущенности молодежи, наблюдая самых «отвязных» ее представителей и забывая про тех, кто ведет себя деликатно и скромно.

Незаурядные опыты и знакомые

Маслоу на самом деле научным экспериментированием отнюдь не пренебрегал и подходил к этому делу со всей серьезностью. Просто полученные результаты невольно затерялись на фоне его философских по своей сути рассуждений. Так, например, мало кому известна его замечательная работа, выполненная уже в середине шестидесятых и посвященная проблеме социальной перцепции.

Маслоу предлагал своим испытуемым оценить предъявлявшиеся фотопортреты по параметру привлекательности (следует отметить, что лица для этой цели обычно выбираются самые заурядные). Проделать это требовалось в разных условиях, точнее, в по-разному оформленных помещениях — в комнате «красивой и уютной», «обычной» и «безобразной». Результат оказался легко предсказуем: чем приятнее для восприятия окружающая среда, тем более высокую оценку по параметру привлекательности заслуживают воспринимаемые лица. Интересный эксперимент, есть над чем задуматься. По крайней мере, иному психологу одного такого опыта хватило бы для прижизненной славы. Маслоу свою славу снискал в иной сфере.

Первая его научная публикация увидела свет в 1937 году и представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» под редакцией Росса Стагнера. В этой публикации нашел отражение опыт, приобретенный Маслоу в ходе исследовательской работы в индейской резервации. Даже при самом внимательном анализе никаких намеков на его последующие теоретические построения в этой работе усмотреть не удается, и о ней сегодня знают лишь немногие историки науки.

Во второй половине тридцатых Маслоу удалось лично познакомиться со многими выдающимися психологами, которых исторические катаклизмы вынудили перебраться из Европы в Америку. Из перечисления этих блестящих имен можно было бы составить достаточно представительное оглавление хрестоматии по истории психологии ХХ века — помимо уже упоминавшегося Адлера, это были Эрих Фромм, Карен Хорни, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Макс Вертгеймер.

Последний оказал на Маслоу особенно большое влияние — не только как ученый, но и как человек. Именно под влиянием благоговейного восторга перед Вертгеймером Маслоу занялся изучением психически здоровых людей, которым удалось достичь в жизни самоактуализации. Именно Вертгеймер, а также еще одна знакомая Маслоу — известный американский антрополог Рут Бенедикт послужили для него примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. Приходится, однако, с сожалением признать, что таких примеров даже Маслоу, истый гуманист и оптимист, насчитывал единицы.

Гуманизация психологии

Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли — гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году (их содержание в расширенном виде позднее включено в его известную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений.

По его мнению, психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.

В 1951 году он получил приглашение во вновь открытый университет Брэдейса под Бостоном. Маслоу принял приглашение и проработал в этом университете до 1968 года, заведуя кафедрой психологии.

Следует отметить, что попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации. Хотя студенты Маслоу чуть ли не боготворили, редакции ведущих психологических журналов на протяжении ряда лет без рассмотрения отвергали любые его рукописи.

По сути дела, студенты и внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации. Но произошло это уже в другую эпоху, в конце 60-х — в эпоху Боба Дилана и Энди Уорхолла, Тимоти Лири и Кена Кизи. Наверное, когда говорят, что молодежь 60-х изменила лицо Америки, в этом есть доля правды. По крайней мере, для психологии это справедливо.

Стремление к самоактуализации

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, — «Мотивация и личность» — увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы, который даже профессионалам почему-то менее известен, чем, скажем, пресловутый комплекс кастрации, хотя в реальной жизни гораздо легче подметить первый, чем второй.

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы». Впрочем, о явном и неявном влиянии европейских коллег на становление идеологии Маслоу уже шла речь.

Кстати, говоря о термине «самоактуализация», нужно отметить, что он использовался еще К.-Г. Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами. По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.

Как стать счастливым

В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

С научной, точнее — с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические суждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив — постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»…

Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, естественно-научному подходу, а дополнением к нему.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно — ненасыщаемые. (Снова невольно вспоминается фроммовское «Иметь или быть»). Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

До осуществления своих надежд он не дожил — скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года. Правда, надо сказать, что доживи он хоть до ста лет, его чаяниям не суждено было сбыться. Ибо и сегодня справедливо звучит приговор, вынесенный авторами американской «Истории современной психологии» — супругами Шульц: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев — и вовсе не подтверждается».

Тем не менее уже несколько десятилетий предпринимаются попытки ее практического использования, в частности — в практике управления. И что самое интересное — попытки эти по большей части довольно успешные. Как тут не вспомнить слова вышедшего из моды классика о самом надежном критерии истины!

Тридцать лет назад Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь».

Сам он, судя по всему, был счастливым человеком.

Здоровье, права человека и иерархия потребностей Маслоу

В 1943 году Абрахам Маслоу опубликовал статью о мотивации человека: «Теория мотивации человека». Идеи (и схемы) из этой статьи широко использовались в бизнес-школах и программах обучения менеджменту. Но эти же идеи можно применить и к правам человека.

Всеобщая декларация прав человека , подписанная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, всего через пять лет после публикации Маслоу «Теории мотивации человека», перекликается с работой через набор из Статьи , устанавливающие права каждого человека.

Физиологические потребности

Статья 25 из Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право на достаточное питание (и, предположительно, воду), жилище и одежду (для контроля гомеостаза) и медицинское обслуживание . Право на медицинское обслуживание подразумевает для меня право жить здоровым , или, по крайней мере, здоровым в меру способностей конкретного человека.

Это право на медицинское обслуживание как универсальное право всех людей может толковаться по-разному. Для целей сравнения с Иерархией потребностей Маслоу ее можно интерпретировать как каждый человек имеет право на удовлетворение своих физиологических потребностей .

Это может быть очень сложно — дышать может означать чистый воздух и, таким образом, подразумевать закон об охране окружающей среды, ограничивающий антропогенные загрязнители. Но как определить чистым ? Для людей, страдающих астмой, возможно, потребуется установить довольно высокий уровень контроля качества воздуха…

Маслоу включает «выделение» как одну из физиологических потребностей, которую можно интерпретировать как часть набора правил занятости — предоставление всем работникам достаточного количества перерывов для сна, питания, функций тела и даже сексуальных потребностей. На самом деле, Статья 24 из Всеобщей декларации прав человека конкретно касается права на разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемого отпуска.

Безопасность

Пирамида Маслоу включает в себя безопасность тела, занятости, ресурсов, нравственности, семьи, здоровья (опять же) и собственности как основу второй основы человеческих потребностей.

Всеобщая декларация прав человека , Статья 3 гласит, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность». В то время как статья 4 конкретно касается рабства: «Никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их формах».

Хотя это и не упоминается напрямую в Пирамиде Маслоу , пытки и жестокое и бесчеловечное обращение со стороны других явно нарушают как физиологические потребности, так и потребности безопасности. Об этом конкретно говорится в статье 5 : «Никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». В то время как Статья 9 касается произвольного задержания и изгнания.

Статья 17 гласит, что каждый имеет право владеть имуществом, которое не может быть произвольно отобрано.

Статья 16 защищает права человека в отношении создания семьи и обеспечивает равную защиту в отношении брака, заключенного с полного согласия обеих сторон.

Статья 23 касается прав на труд и свободный выбор работы, а также равной оплаты за равный труд и права на создание профсоюзов. Очевидно, есть географические соображения — разные экономики оценивают одинаковую работу с разной шкалой оплаты (таким образом, мы можем импортировать товары из стран с дешевой рабочей силой…). «Выбор» занятости также определяется культурно и географически. Но Пирамида Маслоу предусматривает только то, что человек нуждается в трудоустройстве…

Статья 25 также предусматривает государственную помощь в случае «безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Любовь/принадлежность

Дружба, семья и сексуальная близость составляют третье основание Пирамиды Маслоу Иерархии Человеческих Потребностей .

Всеобщая декларация прав человека предусматривает дружбу, семью и сексуальную близость посредством установления равных прав в соответствии с законом, Статьи 6 и 7 ; через защиту от «произвольного вмешательства», Статья 12 ; и через право на гражданство, Статья 15 .

Дружба и семья нуждаются в равной защите в соответствии с положениями закона, чтобы сформироваться и расцвести, ибо дружба может зародиться только среди равных. Защита от «произвольного вмешательства» также предусматривает свободу выбора личных ассоциаций. А право на гражданство предусматривает групповую принадлежность.

Уважение

Абрахам Маслоу определяет Цените как самооценку, уверенность, достижения, уважение других и уважение других. В то время как многие из статей из Всеобщей декларации прав человека , обсуждавшихся до сих пор, необходимы для уважения , некоторые удовлетворяют эту потребность, предоставляя возможности для получения образования. Статья 26 касается права человека на образование.

Я считаю, что самооценка, уверенность в себе, достижения и уважение других и со стороны других являются прямым следствием полного раскрытия образовательного потенциала. Очевидно, что это очень труднодостижимая цель.

Самоактуализация

Вершина пирамиды Маслоу состоит из самоактуализации, определяемой моралью, творчеством, спонтанностью, решением проблем, отсутствием предубеждений и принятием фактов. Доступ к образованию явно играет огромную роль в самореализации. Но Всеобщая декларация прав человека идет еще дальше.

Статья 27 предусматривает право «свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься искусством и участвовать в научном прогрессе и его благах»; а также право на «защиту моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является». Это удивительный пункт Всеобщая декларация прав человека .

Статья 28 предусматривает мир, в котором возможны все права, изложенные в Всеобщей декларации прав человека : «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, в котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью реализована».

И, наконец, Статья 29 описывает обязанности отдельных лиц перед своими сообществами.

Человеческие потребности и права человека

Абрахам Маслоу создал иерархический набор человеческих потребностей — самоактуализация и уважение требуют, чтобы в первую очередь удовлетворялись физиологические потребности и безопасность человека. Всеобщая декларация прав человека представляет собой свод прав человека. Эти права не только указывают на то, что основные потребности людей должны быть удовлетворены, но и идут дальше, чтобы гарантировать некоторые из более высоких потребностей, таких как стремление к любви, семье и личным достижениям.

Права изложены в Всеобщей декларации прав человека пассивный или активный права? Доктор Жак Стейн дал очень хорошее объяснение этой разницы в своем выступлении на тему ИКТ и права человека в 2011 году: пассивные права являются желательными — это то, чего мы все надеемся достичь когда-нибудь; Активные права носят предписывающий характер — нарушения должны рассматриваться мировым сообществом.

Глядя на иерархическую пирамиду потребностей Маслоу, становится ясно, что некоторые потребности/права должны быть активный — право на пищу и воду, на медицинское обслуживание, на кров, на свободу от пыток… Но другие права в Всеобщей декларации прав человека кажутся более пассивными — право на образование и самообеспечение. Мы надеемся, что у каждого есть все права, но мы, как мировое сообщество, должны взять на себя определенную ответственность за обеспечение того, чтобы основные потребности, активных прав , были удовлетворены для всех.

Здоровье и сопутствующие потребности (доступ к лекарствам, еде, воде и безопасной окружающей среде) явно является одним из активные права .

Сходства и различия великих психотерапевтов

Изучая психологию в колледже, вы обязательно столкнетесь с различными теориями самореализации человека. Большинство людей, никогда не углублявшихся в этот вопрос, могут полагать, что этот термин был разработан в первую очередь Абрахамом Маслоу (1908-1970) вместе с его иерархией потребностей. На самом деле было довольно много психологов-гуманистов, имевших разные взгляды на самоактуализацию, которые также имеют значение.Например, Карл Роджерс (1902-1987) был совершенно иной подход.

  • Что является обычным и различным в Maslow and Rogers
  • Основы Маслоу в отношении человеческой природы
    • — Детерминизм
    • Рациональность — Иррациональность
    • Холлизм — Элементализм
    • СПОССИМИМИЗОВ
    • — Элементализм
    • .
    • Проактивность — Реактивность
    • Гомеостаз — Гетеростаз
    • Познаваемость — Непознаваемость
  • Rogers’ Key Points on Human Nature
    • Freedom — Determinism
    • Rationality — Irrationality
    • Holism — Elementalism
    • Constitutionalism — Environmentalism
    • Mutability — Immutability
    • Subjectivity — Objectivity
    • Proactivity — Reactivity
    • Homeostasis — Гетеростаз
    • Познаваемость — Непознаваемость

Даже если вы один из студентов, которые предпочитают посылать одно сообщение «выполни мое задание», когда все становится сложно, тебе нужно больше узнать об их теориях личности.

Что общего и различного в гуманистических подходах Маслоу и Роджерса?

Мы сравним черты, общие и разные для обоих психологов, но надо восхищаться тем, что невозможно не заметить поразительное сходство. Оба теоретика пытались смотреть на людей сквозь призму позитивного мышления, акцентируя внимание на их внутренних качествах и способности полностью раскрыть потенциал. Однако разница между Маслоу и Роджерсом заключается в их гуманистических теориях самоактуализации.

Когда Абрахам Маслоу видит функционирование личности в самом себе, Роджерс подчеркивает необходимость окружения. Он считает, что условия для роста невозможны без эмпатии, искренности и принятия других. Маслоу поставил потребность в самореализации на самый верх своей иерархии, выше основных потребностей, таких как физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и т. д. В то же время Роджерс считал ее единственной мотивацией, которая движет людьми вперед. Итак, это противостояние конечной точки и бесконечного прогресса. Давайте посмотрим подробнее на их взгляды!

Основы человеческой природы Маслоу

Невозможно представить людей, которые никогда не слышали об Абрахаме Маслоу и его видении человеческих потребностей. Однако большинство из них испытывают трудности, когда речь идет о заказной работе по бихевиоризму, клиент-центрированной терапии и другим психологическим направлениям, развивавшимся в ХХ веке. Итак, давайте покажем вам некоторые существенные аспекты гуманистического подхода Маслоу.

Свобода — Детерминизм

Маслоу считал, что чем старше человек и чем выше он поднимается в иерархии потребностей, тем больше у него свободы. Это означает, что человек способен создавать свою личность, взрослея и продвигаясь вверх.

Рациональность — Иррациональность

Абрахам Маслоу считал интеллект главной чертой человека. Он принимал во внимание и иррациональность, но она не играла для него огромной роли из-за сильной веры в разумные силы.

Холизм — Элементализм

В психологическом объяснении состояний людей переплетаются все аспекты человеческой личности. Личность в целом — единственная подходящая мишень для психологического исследования.

Конституционализм — энвайронментализм

При изучении теории Маслоу может показаться, что его упор на свободу уменьшил применимость положения конституционализма-энвайронментализма. Если речь идет о людях, которые достаточно свободны, чтобы развиваться и строить свою жизнь, то конституция и окружение не имеют большого значения. Однако Маслоу уделял больше внимания конституции, чтобы утвердить биологическую общность человечества. Он утверждал, что психологические высшие потребности имеют конституциональное происхождение, а потому необходимы при рассмотрении мотивации человека.

Изменчивость — Неизменность

По мере того, как люди продвигаются в иерархии потребностей Маслоу, они получают все больше и больше свободы в выборе направлений и углов для личного роста. Стагнация невозможна. Следовательно, люди решают, кем они хотят быть, и хотя они могут выбирать различные варианты, личности меняются независимо от конкретного выбора.

Субъективность — Объективность

Маслоу остался верен позиции субъективности, о чем свидетельствует экзистенциально-феноменологическая направленность его теории, основанная на принципах «здесь и сейчас». При сравнении убеждений Маслоу и Роджерса легко обнаружить, что Роджерс ставил субъективность выше, чем его коллега. Несмотря на это, Маслоу определенно считал, что основные факты для психологической науки обеспечиваются субъективным человеческим опытом. Чтобы понимать людей, необходимо иметь представление об их личном мире. Таким образом, эксперты должны ценить субъективные пиковые переживания, даже если они могут обратиться к наблюдаемому поведению.

Проактивность — Реактивность

Маслоу утверждал, что поведение является результатом взаимодействия между потребностями и окружающей средой человека. В соответствии с этим ученый занимает промежуточное положение по проактивности-реактивности.

Гомеостаз — Гетеростаз

Нетрудно определить, что взгляды Маслоу сильно склонны к гетеростазу: его теория прежде всего основана на образе личности, идущей к достижению высших вершин личностного развития.

Познаваемость — Непознаваемость

Анализируя взгляды Маслоу и его вклад в гуманистическую психологию, мы можем прийти к решению, которое он принял для психологии, которая соответствовала бы образу человечества. В его понимании человек просто непознаваем с точки зрения традиционной психотерапии.

Ключевые положения Роджерса о человеческой природе

Ученики часто спрашивают о помощи с домашним заданием по истории, когда их задача состоит в том, чтобы написать о некоторых основателях психоанализа, их основных теориях и концепциях и так далее. Это пожелание легко понять: вам предстоит иметь дело с огромным объемом информации. Вот почему мы проанализировали для вас те же самые пункты гуманистического подхода Карла Роджерса.

Свобода — Детерминизм

Роджерс считает свободу неотъемлемой частью актуализации человека. Он не сомневается, что выбор, который делает индивид, может определить направление развития его личности. Таким образом, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу разделяют мнение о том, что у людей есть свобода воли формировать свою жизнь.

Рациональность — Иррациональность

В своей теории Роджерс предполагает, что люди рациональны. В то же время, если в повседневной жизни явно возникают какие-то нелепые действия, психолог объясняет это «несоответствием» человечества его истинной природе. В этом вопросе Роджерс возражает психоаналитику Фрейду, считавшему, что людьми движут иррациональные импульсы, приводящие к конфликтам с обществом.

Холизм — Элементализм

Во всех рассуждениях Роджерса есть целостный акцент. Он изучал и понимал людей в целом.

Конституционализм — энвайронментализм

На основании теории Роджерса можно сделать вывод об умеренной приверженности ученого конституционализму в широком смысле этого направления. Изучая его творчество, часто можно встретить такие словосочетания, как «природа человека», «истинное «я» человека», «врожденный потенциал человека». Они подтверждают биологическую основу личности и развития человека. Роджерс писал об условно-положительном отношении и безусловно-положительном отношении, принятии, поощрении и других атрибуциях окружающей среды, которые важны для развития настоящего «я», для лучшего чувства собственного достоинства и соответствия своим мыслям.

Изменчивость — Неизменность

Роджерс придерживался позиции изменчивости. Такой вывод стал возможен благодаря его теории, которая постоянно фокусируется на личностном росте. Эксперт описывает людей (как и любые другие живые организмы) как постоянно растущих, развивающих свой врожденный индивидуальный потенциал и изменяющихся в процессе. Личностные изменения, согласно теоретической системе Роджерса, являются составляющими человеческого существования.

Субъективность — Объективность

Согласно Роджерсу, система восприятия каждого человека основана на Я-концепции. В мире различных переживаний именно люди занимают центральное место. Все они воспринимают окружающую действительность субъективно и соответственно реагируют.

Проактивность — Реактивность

Согласно теории Роджерса, человеческое поведение целенаправленно, дальновидно и ориентировано на будущее. Люди выстраивают собственную модель поведения, а потому крайне инициативны. Эта особенность становится еще более очевидной, когда мы определяем энергетический источник человеческого поведения — тенденцию самооценки и актуализации. Этот мотив достижения идеального Я присущ всем людям.

Гомеостаз — Гетеростаз

Единственная динамическая конструкция Роджерса, которая позволяет нам определить эту позицию, — тенденция к актуализации.