Содержание

Следует ли соглашаться на неофициальный заработок?

Аналитические материалы • Как построить карьеру • Практикум HR-менеджмента • Работодателям • Совет HR-консультанта • Соискателям • Управление персоналом

2022-07-24

от Андрей Ханин

713 Просмотров

Закон обязывает работодателей официально трудоустраивать сотрудников. Соискатели подписывают трудовой договор, в котором изложены условия работы, порядок ее оплаты, алгоритм предоставления отпусков и иные пункты. Контракт с потенциальным работодателем сможет обезопасить гражданина при нарушении трудовых прав: непредставления отпуска, задержки заработной платы и т.д. Несмотря на то, что наличие трудового договора не гарантирует порядочности работодателя, граждане стремятся официально устроиться на работу.

Анализ вакансии

Если внимательно просмотреть вакансии на ведущих сайтах работы, большинство фирм предлагает официальный заработок. На сайте Careerist.ru в описании вакансии прописываются условия приема на работу. Чаще всего работодатель ограничивается фразой – «оформление по ТК». Если он не готов принять человека на таких условиях, сноски об этом в вакансии нет. Это объясняется очень просто: незаконно брать на работу людей без их оформления.

Почему появилось такое явление, как неофициальное трудоустройство

Существуют определенные причины. В России функционируют много фирм и компаний. Как ни странно, но за ними никто не ведет пристального наблюдения. По телевизору зрителям говорят о всестороннем контроле за бизнесом. На самом деле, ИФНС игнорирует компанию, которая была создана менее трех лет назад, не проверяет недоимки по налогам. Да и более «старые» фирмы тоже остаются часто без внимания. Проверка проводится при условии, что кто-то из обиженных решил накляузничать в официальные органы. Налоговая должна отреагировать на сообщение и пресечь незаконные действия руководителей юридического лица. Компании успешно работают, ведут бизнес с сотрудниками без трудового контракта.

Эти люди позволяют работодателю экономить на налоги и сборах. Честные и законопослушные предприниматели тратят значительную часть доходов фирмы на оплату налогов за наемный персонал, взносы в внебюджетные фонды. Тем, кто предпочитает нанимать людей неофициально, прибыль идет в карман. По сути, государство не получает доходы в бюджет. Безнаказанность порождает незаконность действий руководителей. Кроме того, неофициальное трудоустройство существует за счет молчаливого согласия граждан на такую работу. Не было бы спроса, ушло бы и предложение. Проблема усугубляется еще и тем, что многие люди готовы работать без трудовой книжки, главное – получать заработную плату. Особо рьяно ищут работу приезжие в столичные регионы лица, которые «опускают» невыгодные предложения работодателя и с готовностью приходят трудиться на заведомо невыгодные условия. Жители столиц и крупных городов от них мало чем отличаются. Отсутствие трудовых договоров распространено в таких сферах, как:

  • торговля;
  • общепит;
  • транспорт;
  • логистика;
  • оказание бытовых услуг и т. д.

В штат не оформляют, как ИП, так и ООО. Не всегда отсутствие трудовой книжки говорит об опасности. Человек может работать много лет. Он не озабочен будущей пенсией, потерей стажа. Его все устраивает: работодатель исправно платит. Но идеальная картинка часто рушится, так как возникают проблемы в бизнесе, неудачи и т.д. Проблемы компании мгновенно отражаются на сотруднике, который не побоялся работать без трудового договора.

Почему не стоит соглашаться на неофициальное трудоустройство

При заключении договора каждая из сторон приобретает права и обязанности. Сотрудник обязан добросовестно работать, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, не прогуливать работу и т.д. Фирма обязана платить за труд. Закон защищает договором обе стороны. Кроме того, человек приобретает социальные гарантии: оплату отпуска, ДМС, выплату материальной помощи и т.д. Всех социальных благ лишен сотрудник, который не оформлен в штат. По статистике, работодатели часто нарушают трудовые права граждан, особенно в небольших по численности фирмах.

Человек, который не имеет на руках свидетельства трудовых отношений с конкретной организацией, юридически не защищен. Он может пожаловаться в Трудовую Инспекцию. Государственный орган уполномочен защищать нарушенные права граждан. Проблема состоит в том, что сложно доказать факт трудовых отношений без предоставления трудового договора в качестве доказательств. Трудовая инспекция отреагирует, посетит работодателя, который предоставит список оформленных граждан. Если в них будет отсутствовать заявитель, сотрудники Трудовой инспекции не будут искать доказательства его присутствия на рабочем месте. Самыми распространенными причинами обращения в этот орган выступает невыплата заработной платы, мгновенное увольнение. Не стоит бросаться на первую работу! Лучше искать работодателей, которые чтят закон.

Разместить резюме Добавить вакансию

Вас могут заинтересовать

2022-10-27

305 Просмотров

2022-10-13

433 Просмотров

2022-10-11

716 Просмотров

2022-10-03

1 356 Просмотров

2022-09-30

768 Просмотров

Отсутствие или сокрытие заработка при выплате алиментов

Распространенной проблемой для получателей алиментов является сокрытие должниками своего реального заработка или заявление об отсутствии заработка вообще. Можно ли как-то бороться с этим? Плательщики алиментов, не предоставившие судебному исполнителю сведения о размере своих доходов, могут столкнуться с ситуацией, когда размер определенной задолженности будет существенно выше, чем получаемый доход. Может ли должник оспорить размен начисленной задолженности?

Исходя из какого дохода начисляются алименты, если плательщик не работает или нет сведений о его заработке?

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье в случаях, если должник, обязанный уплачивать алименты, в этот период не работал или если не представлены документы, подтверждающие его заработок и иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности. Для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, если такой должник в этот период не работал, задолженность  определяется в размере одного месячного расчетного показателя (МРП).

Как плательщики алиментов скрывают свой заработок и доходы

В целях уклонения или занижения размера выплачиваемых алиментов недобросовестные должники используют ряд уловок:

  • скрывают реальное место работы;
  • указывают в качестве единственного места работы ту организацию, где они имеют небольшой официальный заработок, скрывая информацию о подработке еще в нескольких местах с получением неофициального дохода;
  • занижают по соглашению с работодателем официальных доход с целью платить алименты ниже среднего уровня по области или городу;
  • занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации и скрывают доходов;
  • переоформляют бизнес на подставных лиц.

Как принудить платить алименты со всех доходов?

Удержание алиментов в соответствии со статьей 126 Закона Республики Казахстан «О браке и семье» производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и иного дохода, которые получают родители в денежной (национальной и (или) иностранной) валюте.

Сюда включаются заработная плата, доплаты и надбавки, премии (вознаграждения), большая часть денежных компенсаций, комиссионные вознаграждения, суммы, полученные за выполненные работы по гражданско-правовым договорам, авторское вознаграждение, пенсионные выплаты, государственные социальные пособия и адресная помощь, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы по ценным бумагам и т. п.

Судебный исполнитель вправе запросить сведения о месте работы и доходах должника, и работодатель обязан предоставить ему достоверные сведения. На основании этих данных судебный исполнитель пересчитает размер алиментов, исходя из общего дохода.

Вместе с тем у судебного исполнителя не имеется возможности выявить все предполагаемые места, в которых недобросовестный плательщик алиментов получает доходы, особенно, если эти доходы не декларируются.

Поэтому взыскателю рекомендуется:

  • Оказать судебному исполнителю помощь в розыске мест работы или получения дохода неплательщика алиментов, а также письменно сообщать ему всю имеющуюся информацию о таких местах.
  • При сомнениях в достоверности представленных должником сведений о месте работы или размерах заработка обращаться в правоохранительные органы с заявлением о подлоге документов. Информация о размере зарплаты, если он занижен, или о том, что должник не работает в определенной организации легко проверяется.
  • По известным случаям сокрытия доходов от предпринимательской деятельности обращаться с заявлением о проведении проверки в налоговые органы.
  • При выявлении фактов сообщения должником недостоверной информации или использования им недостоверных документов требовать от судебного исполнителя принятия мер по привлечению должника к административной или уголовной ответственности.

Должник не согласен с определенным размером задолженности по алиментам

В связи с тем, что закон предписывает судебному исполнителю определить задолженность должника, не работавшего или не представившего документы, подтверждающие его заработок и иной доход, исходя из размера средней месячной заработной платы, такой должник может попасть в неприятную ситуацию, когда размер определенной задолженности составит сумму, гораздо большую, чем получаемый им доход. И ситуация в данном случае явно не в пользу такого должника.

Во-первых, у судебного исполнителя не имеется возможности выбора. В соответствии с пунктом 3 статьи 99 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» он обязан определить задолженность именно в таком размере.

Во-вторых, если должник ничем не может подтвердить свои доходы в ином размере, то такой расчет является правильным.

В-третьих, для обжалования постановления судебного исполнителя об определении размера задолженности должнику установлен 10-дневный срок с момента его получения.

Чтобы избежать подобного начисления должнику рекомендуется своевременно позаботиться о предоставлении судебному исполнителю достоверной информации о своих доходах. Если доходов нет, то после устройства на работу нужно незамедлительно сообщать судебному исполнителю, для перерасчета размера задолженности.

Статистика неформальной экономики

Введение

Во многих странах неформальная занятость представляет собой значительную часть экономики и рынка труда и играет важную роль в производстве, создании рабочих мест и получении доходов. Однако неформальная занятость подвергает работников более высокому риску уязвимости и нестабильности. Действительно, неформальная занятость оказывает сильное негативное влияние на достаточный заработок, охрану труда и здоровье и условия труда в целом.

В условиях фрагментации рынков труда или недостаточной системы социальной защиты, или когда заработная плата и/или рабочее время на официальных работах низкие, работники могут прибегать к неформальной занятости. Таким образом, ключевые показатели труда, такие как уровень безработицы и неполная занятость, связанная со временем, не могут дать полной картины рынка труда.

Статистические данные о неформальной занятости предоставляют ценную информацию о качестве занятости и имеют решающее значение для всестороннего понимания рынка труда как в развивающихся, так и в развитых странах.

Каталог данных

Популярная публикация

Последние сообщения

Как женщины остаются позади в поисках достойной работы для всех

29 марта 2021 г.

100 статистических данных о МОТ и рынке труда в честь столетия МОТ

13 декабря 2019 г.

Достойный труд и ЦУР: 11 диаграмм, рассказывающих историю

23 октября 2019 г.

Проекты

В начале 2021 года Статистический департамент МОТ начал трехлетний проект по формированию статистики неформальной экономики, финансируемый Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Проект выполняется параллельно с более широким обзором стандартов статистики неформальной занятости, который в настоящее время проводится Рабочей группой МОТ по обзору статистики неформальной деятельности. Он поддерживает интеграцию гендерной проблематики в новые стандарты, а также разработку гендерных рекомендаций и инструментов для измерения неформальной занятости.

Основная деятельность проекта заключается в проверке статистических концепций и вопросников для обследования домохозяйств с использованием когнитивного опроса в двух странах в 2021 году и пилотного полевого испытания в одной стране в 2022 году. Результаты этих испытаний помогут рабочей группе в ее обсуждениях. и разработка новых стандартов, которые должны быть приняты 21-й МКСТ в 2023 году.

В рамках проекта также проводится оценка существующих и ожидаемых потребностей в гендерных данных о неформальной занятости (потребность в данных) и анализ использования данных при разработке стратегии и формулировании политики с выработкой рекомендаций по усилению производства, доступности и использования гендерной статистики о неформальной занятости.

За дополнительной информацией обращайтесь к Джессике Гарднер, Департамент статистики ([email protected]).

Методы

Текущие статистические стандарты измерения неформальной экономики, принятые в 1993 и 2003 годах, нуждаются в обновлении. Они не соответствуют более поздним международным стандартам измерения труда. На 20-й -й Международной конференции статистиков труда (МКСТ) в 2018 году была создана рабочая группа для разработки новой концептуальной основы измерения неформальной занятости (см. пункт 124). 21 st ICLS в 2023 году обсудит и примет новые стандарты. Комплексный набор инструментов и показателей будет направлять производство, анализ и использование данных.

Координируемая МОТ Рабочая группа по обзору статистики неформального сектора включает представителей национальных статистических систем, международных агентств и партнеров по развитию. Он собирается ежегодно с четырьмя подгруппами, созданными для поддержки работы между ежегодными сессиями.

За дополнительной информацией обращайтесь к Майклу Фрошу, Департамент статистики ([email protected]).

Доклады и другие соответствующие документы
  • Дискуссионный документ
  • Отчет о заседании 1
  • Отчет о заседании 2
  • Проект концептуальной основы (версия 27.08.2021)
  • Проект постановления о статистике 9 стран, работающих в неформальной экономике

    9008 и агентства
    Страны

    Аргентина, Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Доминиканская Республика, Эквадор, Гамбия, Гана, Индия, Индонезия, Италия, Иордания, Ливан, Малайзия, Мексика, Монголия, Черногория, Марокко, Нигерия, Оман, Пакистан, Палестина, Перу, Филиппины, Польша, Саудовская Аравия, Южная Африка, Шри-Ланка, Таиланд, Тунис, Уганда, Вьетнам

      Наблюдатели

    AFRISTAT, DIAL, GCC-STAT, CISSTAT, DATA 2X, EUROFOUND, EUROSTAT, FAO, OECD, IMF, SPC, UNHCR, Статистический отдел ООН, UN Women, WIEGO, World Bank

    Связанные страницы

    Статистика рабочей силы (LFS, STLFS, RURBAN)

    Краткое описание понятий и определений, использования, источников и ограничений статистики рабочей силы в различных базах данных (LFS, STLFS, RURBAN).

    Показатели ЦУР, связанные с рынком труда (ILOSDG)

    Краткое описание концепций и определений, использования, источников и ограничений для показателей устойчивого развития, связанных с рынком труда.

    Публикации

    Многие публикации доступны только на английском языке. Нажмите на знак + для других языков, если они доступны, и дополнительной информации.

    Оценка разницы в оплате труда в формальной и неформальной экономике: гендерный аспект

    Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из следующих вариантов:

    Колин Уильямс (Школа менеджмента Шеффилдского университета, Шеффилд, Великобритания)

    Ардиана Гаши (Экономика, Приштинский университет, Приштина, Республика Косово)

    Журнал экономических исследований

    «> ISSN : 0144-3585

    Дата публикации статьи: 25 мая 2021 г.

    Дата публикации номера: 6 мая 2022 г.

    Загрузки

    1

    Аннотация

    Цель

    Несмотря на широко распространенное утверждение о том, что заработная плата в неформальной экономике ниже, чем в формальной, было проведено мало эмпирических оценок того, так ли это, и еще меньше исследований гендерных различий в ставках заработной платы в формальной и неформальной экономике. Следовательно, неизвестно, есть ли льготы по заработной плате при формальной занятости для мужчин и женщин. Целью данной статьи является оценка разницы в заработной плате между формальной и неформальной занятостью мужчин и женщин.

    Дизайн/методология/подход

    Для оценки разницы в оплате труда мужчин и женщин в формальной и неформальной экономике используются данные обследования 2017 года, включающего 8 533 опроса домохозяйств, проведенных в Косово.

    Выводы

    Используя анализ декомпозиции и после учета других факторов, определяющих разницу в заработной плате, можно сделать вывод о том, что чистый почасовой заработок мужчин, занятых в формальном секторе, на 26 % выше, чем у мужчин, занятых в неформальном секторе, и на 14 % выше у женщин, занятых в формальном секторе, по сравнению с женщин в неформальной занятости.

    Практические последствия

    Учитывая размер разницы в заработной плате, расходы работодателей должны будут значительно увеличиться с точки зрения штрафов и рисков обнаружения, если необходимо предотвратить неформальную занятость, наряду с более формальными возможностями трудоустройства с использованием активной политики на рынке труда. для уязвимых групп, возможно, ориентированных на мужчин (которые составляют 82,8% неформально занятых).

    Оригинальность/ценность

    Это одно из первых исследований, посвященных оценке различий в ставках заработной платы в формальном и экономическом секторах с гендерной точки зрения.