Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.) 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей |

Тема 6: Дополнительно: сложносочинённые предложения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Введение

 

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

 

ССП

Знак

Пример

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

Запятая

День выпал теплый, и кое-где в последний  раз  зардела  рябина.

Предложения имеют один общий членобщую подчинительнуючасть, общее вводное слово.

Запятую не ставим перед союзами  и, да (= и),  или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Тире

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

 

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2011.
  3. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.
  4. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ»
  5. Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013 году  государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)  по  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  обучающихся,  освоивших  основные  общеобразовательные  программы  основного общего  образования,             подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  6. Авторские материалы Т. В. Северян.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник)

 

Домашнее задание:

Вопросы.

  1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного предложения?
  2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?
  3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?
  4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6) Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин). 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький).

 

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

Видеоурок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.) по предмету Русский язык за 9 класс.

Тест на пунктуацию в сложном предложении в русском языке

Предлагаем Вам пройти бесплатный онлайн-тест на пунктуацию в сложном предложении в русском языке. Тест с ответами.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Инженерное дело не удовлетворяло его (1) и (2) если бы не настоятельное желание матери (3) он оставил бы институт (4) ещё на третьем курсе. (Куприн А.И.)

1, 2, 3, 4

2, 3, 4

1, 2, 3

1, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Говорил (1) что правление вас очень ценит (2) и (3) что вы (4) если бы захотели (5) могли бы пойти очень далеко. (Куприн А.И.)

1, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 4, 5

1, 3, 4, 5

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Никак не поймешь (1) кто вы такой на самом деле (2) и не знаешь (3) как с вами держаться.(Куприн А.И.)

1, 2

2, 3

1, 2, 3

1, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Он знал (1) что (2) когда с их террасы увидят его верхом на лошади (3) то сначала между барышнями подымется длинный спор о том (4) кто это едет. (Куприн А.И.)

1, 2, 3, 4

1, 2, 3

1, 3, 4

2, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Я понял (1) что (2) если бы вы захотели (3) то могли бы сделать меня (4) самым счастливым человеком в мире. (Куприн А.И.)

1, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 3

1, 2, 3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Вы преувеличиваете всё (1) что во мне есть хорошего(2) но зато не прощаете мне того(3) что я не могу быть иной в той среде (4) где я живу. (Куприн А.И.)

1, 2, 3

1, 3, 4

1, 3

1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Мороз усилился (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажжённого фонаря (4) он видел (5) медленно реявшие в воздухе (6) маленькие сухие снежинки. (Андреев Л.

)

1, 2, 3, 4

1, 3, 4, 6

2, 3, 4

1, 2, 4, 6

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Я считаю приятным долгом заявить вам (1) что (2) если я принимаю эту любезность от господина Квашнина (3) то ведь от господина Свежевского я её могу и не принять. (Куприн А.И.)

2, 3

1, 2

1, 2, 3

1, 3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Каждый подъезжающий экипаж вызывал между ними минутный переполох (1) но (2) так как «рыжего и толстого начальника» до сих пор ещё не было (3) то они тотчас же успокаивались. (Куприн А.И.)

1, 3

2, 3

1, 2

1, 2, 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: Квашнин движением руки подозвал к себе Шелковникова (1) и (2) когда тот пробрался сквозь тесную толпу баб (3) Василий Терентьевич спросил его по-французски.

(Куприн А.И.)

1, 3

1, 2

2, 3

1, 2, 3

Спонсор плагина: Тесты для девочек

 

продолжить с «Тестами по грамматике»

 

перейти в раздел грамматики «Знаки препинания в сложном предложении»

 

Курсы английского языка по уровням

Beginner

Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»

Elementary

Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»

Intermediate

Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА

В разработке

Advanced

Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»

Тест на пунктуацию | Предварительный тест на пунктуацию

1. Для каждого из следующих вариантов выберите правильное предложение.

  A) Пройдите три квартала на запад и поверните направо.
  B) Пройдите три квартала на запад и поверните направо.
  C) Пройдите три квартала на запад и поверните направо.

2. 

  A)  Да, сэр, я сделаю это немедленно.
  B)  Да, сэр, я сделаю это немедленно.
  C)  Да, сэр, я сделаю это немедленно.
  D)  Да, сэр, я сделаю это немедленно.

3. 

  А)  «Как, — спросил я, — ты всегда можешь быть таким забывчивым?»
  B)  «Как, — спросил я, — ты всегда можешь быть таким забывчивым»?
  C)  «Как, — спросил я, — ты всегда можешь быть таким забывчивым?»
  D)  «Как, — спросил я, — ты всегда можешь быть таким забывчивым»?

4.  

  A)  Мэр нахмурился, ему не понравилось то, что он увидел.
  B)  Мэр нахмурился. Ему не понравилось то, что он увидел.
  C) Мэр нахмурился; Ему не понравилось то, что он увидел.
  Г) Мэр нахмурился. Ему не понравилось то, что он увидел.

5. 

  A) Хотя у нас есть компетентный персонал; узкие места бывают.
  B)  Несмотря на то, что у нас есть компетентный персонал, узкие места случаются.
  C) Хотя у нас есть компетентный персонал; узкие места бывают.
  D)  Несмотря на то, что у нас есть компетентный персонал, узкие места случаются.

6. 

  A)  Я не получил заказ; поэтому я не буду платить по счету.
  B)  Я не получил заказ: поэтому я не буду оплачивать свой счет.
  C)  Я не получил заказ; поэтому; Я не буду платить по счету.
  D)  Я не получил заказ, поэтому; Я не буду платить по счету.

7. 

  A)  Мы предлагаем различные напитки, например: пиво.
  B) Предлагаем различные напитки, например, пиво.
  C)  Мы предлагаем различные напитки, например, пиво.

8. 

  A)  Эта книга ваша?
  B) Эта книга ваша?
  C) Эта книга ваша?

9. 

  A) У нас много дел; например, ковры нужно пылесосить.
  B)  У нас много дел, например: ковры нужно пропылесосить.
  C) У нас много дел, например: ковры нужно пропылесосить.
  D) У нас, например, много дел. Ковры нужно пылесосить.

10. 

  A)  Нет, вы не можете оставаться сегодня допоздна.
  B)  Нет, вы не можете оставаться дома допоздна сегодня вечером.
  C) Нет, вы не можете остаться сегодня допоздна.
  D)  Нет, вы не можете остаться сегодня поздно вечером.

Материал создан Джейн Штраус и GrammarBook.com. Авторские права принадлежат Джейн Штраус/GrammarBook.com. Все материалы, содержащиеся в этой зоне подписки, могут быть воспроизведены и распространены. Однако вы не можете изменять материал или удалять это уведомление об авторских правах.

Г-н Нуссбаум Ланг. Искусство Пунктуация Действия

13.11 — Учителя — Подпишитесь на MrN 365 и используйте код купона «снег», чтобы получить 20-процентную скидку от годовой цены в 49 долларов! Получите доступ ко всем моим действиям и многому другому! https://mrn365.com

Этот раздел содержит ресурсы и действия, связанные с пунктуацией.

Войны с запятой: Битва за остров пунктуации — Онлайн-игра

Описание: На протяжении всей истории точки с запятой с острова Пунктуации были вынуждены жить на болотистой стороне острова из-за своих более могущественных соседей, точки, запятой и страшного двоеточия. На протяжении тысячелетий точка с запятой подвергалась насилию. До настоящего времени у них не было такого лидера, который помог бы им подняться и завоевать своих соседей. К счастью, вы прибыли. Приведите точки с запятой к головокружительным победам над своими соседями, правильно используя точки с запятой, точки, запятые и двоеточия, расставляя их на правильные места в появляющихся предложениях! Если вам это удалось, вы можете распечатать свой сертификат верховного правителя с точкой с запятой.

Тип: Пунктуационная/грамматическая игра

Формат: игра

Уровни оценок: 4, 5, 6

Стандарты СС:

Ланг. Стандарты искусства:

Extreme Sentence Surgeons: спасение критически поврежденных абзацев — онлайн-игра

Описание: Есть ли у вас что требуется, чтобы стать хирургом экстремальных приговоров? Ваши навыки хирургии абзацев будут подвергнуты испытанию, когда в отделение неотложной помощи попадут тяжелораненые абзацы. Их травмы значительны: неправильная орфография, отсутствие пунктуации, неправильное употребление слов и многое другое. Это будет ужасно. Используйте свои превосходные навыки, чтобы исправить слова с неправильным написанием, добавить запятые, заглавные буквы, точки, апострофы и изменить слова, используемые неправильно. Параграфы рассчитывают на вас. Однако будьте осторожны. Вы получите только три неверных исправления, прежде чем ваш абзац умрет. Вы должны полностью исправить два абзаца, прежде чем получить докторскую степень. в экстремальной хирургии приговора. Удачи! Нажмите на слова, которые нужно исправить, и отредактируйте их ниже.

Тип: Пунктуационная/грамматическая игра

Формат: игра

Уровни оценок: 4, 5, 6

Стандарты СС:

Ланг. Стандарты искусства:

ОБНОВЛЕНИЕ ДО MRN365.