Содержание

Международное водительское удостоверение 2023

2 Формат Венской конвенции о дорожном движении
  • 2.1 Российская Федерация
  • 2.2 Республика Беларусь
  • 2.3 Румыния
  • 2.4 Украина
  • 4.1 Таиланд

Автомобиль «Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.

Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.

Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.

Обязательный экзамен был впервые введён в 1899 году в Чикаго.

В Великобритании подобный экзамен был введён только в 1934 году [1] .

Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».

Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму.

Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.

Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра».

В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение.

С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.

Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). В талоне, выдаваемом совместно с водительскими правами, имевшими вид отдельной книжки, указывались 8 видов грубых нарушений правил движения, за совершение любого из которых производилась отметка о предупреждении.

Отметка производилась посредством перфорации соответствующего пронумерованного сектора талона.

Водительские права, выданные в Москве капиталисту Юлию Гужону (1908). Эти права привязаны к единственному автомобилю «Ла-Буир» в 15 л. с. У Гужона была ещё машина, 20-сильный «Вестингауз», и соответственно, другие права.

Как получить международные права

Не везде за рубежом действует водительское удостоверение, которое выдают в России.

Дмитрий Сергеев
автомобилист со стажем

В некоторых странах с российскими правами и машину в прокат не оформишь, да и на собственной машине могут остановить и оштрафовать. Чтобы не терять деньги на штрафы и время на разбирательства, можно заранее оформить международное водительское удостоверение. Я расскажу, кому и когда оно потребуется, а в каких случаях можно без него обойтись.

Что такое международные водительские права

На самом деле международное водительское удостоверение — это не совсем удостоверение, а просто официально заверенный перевод национального водительского удостоверения на несколько языков. Самостоятельно оно не работает и применяется только совместно с российскими правами.

Отличия от национальных. Национальное водительское удостоверение — документ, который обязательно должен быть у любого водителя и в любой стране мира. Оно подтверждает, что человек имеет право управлять транспортом соответствующей категории: от мопедов до грузовиков.

Водительские права каждый водитель должен иметь при себе.

Каждые 10 лет национальное водительское удостоверение следует менять. Если этого своевременно не сделать и сесть за руль, могут оштрафовать на сумму от 5000 Р до 15 000 Р .

Права на управление автомобилем можно лишиться — например, если ездить пьяным, оставить место ДТП и за многое другое. Полный перечень оснований, по которым могут лишить прав, можно посмотреть в статьях 12.1, 12.2, 12.5, 12.9, 12.10, 12.21.2, 12.26 КоАП РФ.

С международным водительским удостоверением все по-другому .

Возить его при себе водитель постоянно не обязан, и иметь тоже не обязан — оно оформляется по желанию. Сотрудники ГИБДД не могут требовать международное удостоверение у водителя. А если международное удостоверение есть, а национального у водителя нет, управлять автомобилем водитель не может ни в России, ни за рубежом.

При этом международное удостоверение тесно связано с национальным. Закончился срок действия у национального — международное тоже перестает действовать, нужно получать новое.

Если водителя лишили права управления транспортным средством в России — международные права тоже придется сдать. Показывать потом сотруднику ГИБДД международные вместо национальных со словами: «Командир, вот права, карточку я просто дома забыл» — не получится. А с лишением прав за рубежом все сложнее — нужно смотреть на законодательство страны, где это происходит.

Если лишат международных прав, национальное удостоверение останется. А значит, в России и в некоторых других странах по нему можно будет ездить.

Какие сведения содержит международное водительское удостоверение

Международные права не похожи на обычные.

Если национальное водительское удостоверение — это карточка размером с банковскую, то международные права — книжка формата A6, или 148 × 105 мм . Делают его на бумаге, ламинировать нельзя.

На внутренней странице первого листа обложки — условия, при которых действует МВУ. Для движения в РФ оно недействительно, зато действует на территории других государств — но вместе с национальным водительским удостоверением. А если переехать на постоянное место жительства в другую страну, оно теряет свою силу.

Что делать? 07.02.20

Следующие страницы — это список стран, в которых можно пользоваться международным водительским удостоверением, и список категорий с отметками, какими категориями автотранспорта имеет право управлять водитель.

Еще там указываются ограничения права на управление транспортными средствами или отдельными подкатегориями — например, что водитель, ослепший только на один глаз, может управлять автомобилем только с акустической парковочной системой или в очках либо контактных линзах. Информацию об ограничениях вносят на основании данных из национального водительского удостоверения.

На последней странице — личные данные владельца.

Документы, регламентирующие ПДД за рубежом

Основной документ, который регламентирует дорожное движение за рубежом, — это правила дорожного движения страны, по территории которой передвигается человек за рулем автомобиля. Они могут отличаться не только от российских, но даже от ПДД соседних стран.

А еще есть правовые акты международного уровня. Они устанавливают общие требования для стран, которые их подписали, и касаются правил дорожного движения, требований к автотранспортным средствам, водителям, регистрационным номерам автомобилей. Также в них есть образцы международного и национального водительских удостоверений.

Основных правовых актов несколько.

  1. Международная конвенция о дорожном движении. Она была принята на Конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 г.
  2. Конвенция о дорожном движении. Ее приняли в Вене 8 ноября 1968 года.

Венская конвенция о дорожном движении — самая выгодная для российских водителей. В странах, которые ее подписали, можно управлять автомобилем на основании только российских национальных водительских удостоверений. Главное, чтобы они были нового образца — именно такие в России выдают после 1 марта 2011 года.

Если вы получали водительское удостоверение после этой даты и собираетесь ехать в страну, подписавшую Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение вам получать не требуется. Достаточно российских прав.

Женевская конвенция о дорожном движении национальные водительские удостоверения тоже признает — но только в случае, если есть и международное водительское удостоверение.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Нужно ли получать международные водительские права

Если есть российское удостоверение нового образца, такое удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, и с ним можно управлять автомобилем за рубежом в странах-участницах конвенции.

А дальше у водителей бывают разные ситуации. Чаще всего для решения всех вопросов на дороге вполне достаточно российского водительского удостоверения. Но иногда бывают ситуации, когда на дорогах за рубежом с таким удостоверением возникают проблемы — например, полиция отказывается оформлять ДТП или прокатная контора не оформляет автомобиль в аренду.

Если есть национальные права старого образца, то есть выданные ранее 1 марта 2011, то в 2023 году с ними нельзя управлять автомобилем в России и за рубежом. При наличии таких водительских удостоверений на оформление международных прав можно не рассчитывать — срок их действия закончился. Придется сначала обменять российское водительское удостоверение на новое и только потом получить на его основании международное.

В каких странах нужны МВУ. Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года, приведен в самом международном водительском удостоверении. Эти страны признают и российское водительское удостоверение нового образца, и международное водительское удостоверение, которое выдают в РФ. Кроме России к ним относятся:

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сан-Марино , Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Есть страны, подписавшие Женевскую конвенцию. В этих странах можно управлять автомобилем только по международным ВУ, национальные там не признают. К ним относятся:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция , США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, которых в этом списке нет, никаких конвенций не подписывали и никаких водительских удостоверений, за исключением собственных, не признают. Если хотите водить автомобиль в таких странах — придется уточнять, где и как сдать на местные права. К ним относятся страны вроде Тувалу и другие островные государства.

Найти информацию о том, потребуется ли вам при посещении той или иной страны получать МВУ или там действуют российские права, можно на сайте Консульского департамента МИД России. Для этого выберите на карте необходимую вам страну, затем найдите раздел «Дорожное движение». Также там можно найти информацию о том, как автомобиль арендовать, нужно ли его страховать и что делать в случае ДТП.

Но это теория, а на практике, как всегда, все сложнее. Даже в странах, которые подписали Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение может пригодиться. Если дорожная полиция усомнится, что у вас подлинное российское водительское удостоверение — доказать что-либо будет сложно.

А конторы по прокату и страховые компании за рубежом вообще никаких международных конвенций не подписывали — а значит, без международного водительского удостоверения и в страховке могут отказать, и автомобиль в аренду не дадут.

Бывают и другие ситуации. Например, в Турции желательно иметь международное водительское удостоверение, но многие водители пользуются российскими правами. Чаще всего проблем с дорожной полицией не возникает. Но нужно учитывать, что это вполне может быть частными случаями.

Отношение к водителям из других стран может измениться за один день — и доказывать, что « я же вот вчера тут с этими правами проезжал, и меня не штрафовали!», будет бесполезно.

Перед тем как ехать в другую страну, прочитайте несколько статей о том, какие права там спрашивают и как проще всего арендовать машину. Возможно, в этом вам поможет подборка статей о жизни в других странах.

Как получить международные водительские права

Для автолюбителей, которые предпочитают путешествия за рулём за пределами России, особый интерес вызывают права международного образца. Данный документ позволяет управлять машиной или иным транспортным средством по всему миру, а не только в странах, признающих российские водительские права.

На 2023 год стран, признающих российские права, всего 69. Полный список не приводим. Заметим лишь, что эти государства присутствуют на всех континентах — от Евразии до Океании.

Но всего в мире больше 200 стран, а это значит, что больше половины государств требуют от водителя из России наличия международного удостоверения.

Не существует варианта сдать на международные права. Документ делается дополнительно к национальному ВУ и не требует сдачи дополнительных экзаменов. Как в 2023 году получить международное водительское удостоверение, каков срок его действия и что потребуется для оформления бумаг, рассказываем в этом материале.

Где получить международные водительские права

Получение водительских прав международного образца возможно в двух инстанциях — через ГИБДД или в МФЦ.

Если вы будете получать права в ГИБДД, вам потребуется лично прийти в отделение, где нужно заполнить заявление и получить документ. Этот способ считается быстрым, поскольку он прямой и не включает посредников. Рекомендуем перед походом в отделение позвонить и уточнить, выдают ли они международные права, так как бывает, что в данный момент выдача прав в выбранном месте может не осуществляться.

Если так и есть, то обращайтесь в другое отделение поблизости.

Стоит понимать, что поход по кабинетам и простаивание в очередях займёт у автомобилиста, желающего получить международные права, целый день.

У получения международных прав через МФЦ есть преимущество — это оформление заявки через портал «Госуслуги». Оно не только избавляет автомобилиста от простоя в очередях, но и позволяет получить скидку в 30 процентов при оплате госпошлины. Вам останется только прийти в МФЦ и получить удостоверение.

Схема оформления заполнения заявки на сайте «Госуслуги» такая же, как и при оформлении российского водительского удостоверения. Только в самом начале при выборе услуги нужно выбрать не «Получение водительского удостоверения», а «Получение международного водительского удостоверения».

Документы для международных водительских прав, которые предоставляются в ГИБДД или МФЦ в зависимости от выбора автолюбителя, следующие:

  • действующее водительское удостоверение;
  • паспорт или документ, удостоверяющий личность;
  • две фотографии 45×35, матовые;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Ранее для получения водительского удостоверения международного образца также требовалась медицинская справка, та же, что и при получении национального ВУ, однако с недавнего времени данное требование отменили.

Отличия международных прав от национальных

Как вы уже поняли, международные права по своей сути и по содержанию мало отличаются от национальных. На них подаётся тот же набор документов (с одним исключением), и на них также требуются фотографии, правда, с отличием.

Фотографию в формате 45×35 на матовой бумаге не сделают в подразделении ГИБДД, соответственно, фотографирование придётся проводить в другом месте, например, в фотоателье, и не забывать о необходимости печати на специализированной бумаге.

Также важное различие состоит в том, что для получения международного водительского удостоверения потребуется тот же набор документов, что и для получения национального, плюс уже имеющееся национальное ВУ. Очевидно, что без национальных прав нет возможности получить международные.

Ещё одно весомое отличие — срок действия международных водительских прав. Если национальные российские права в 2023 году выдаются на срок в десять лет, то международный документ действует всего три года. Он может действовать и меньше.

Это зависит от того, как скоро истекает срок национального водительского удостоверения.

Впрочем, по истечении срока продлевать МВУ не требуется. Вам просто заменяют просроченные права на новые также в отделении ГИБДД или через МФЦ. Главное, чтобы у вас на руках было действующее российское ВУ.

Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге. Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля.

Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Как выглядит международное водительское удостоверение

Помимо государственных водительских прав — привычной розовой карточки, существуют международные права для поездок за рулём за границей. Это солидный документ, насчитывающий несколько страниц на разных языках. Можно сказать, небольшая брошюра.

Как и государственные российские права, международные содержат информацию о личных данных автолюбителя и его открытых категориях (каким транспортом он может управлять). Вся информация переведена на иностранные языки.

Как выглядят международные водительские права

В отличие от государственного ВУ международный документ представляет собой не ламинированную пластиковую карточку, а небольшую брошюру. Большое число страниц обусловлено тем, что водительское удостоверение международного образца содержит не только информацию об открытых категориях, но и личные данные водителя на восьми языках мира.

Это основные языки ООН:

  • английский;
  • французский;
  • испанский;
  • русский;
  • арабский;
  • китайский;
  • немецкий;
  • японский.

Первые восемь страниц международных прав дублируют друг друга на разных языках. Последние две представляют собой разворот с информацией об открытых категориях владельца.

Основная информация в международных правах озаглавлена французским языком. Людям, не знакомым с европейскими бюрократическими нормами, это покажется странным. Но ничего странного здесь нет.

Французский ранее являлся международным языком, после его сменил английский, но язык Франции остался основным в документации.

Образец международного водительского удостоверения

Первое, о чем сообщается в международном ВУ, — что данное удостоверение недействительно для движения на территории Российской Федерации. Далее по тексту в документе сказано, что права международного образца теряют силу в той стране, которая становится местожительством их обладателя.

Лицевая сторона документа содержит краткую аннотацию о Конвенции от 1968 года, согласно которой российские государственные права нового образца действуют в 69 странах. В этот список включены все государства, которые часто посещают россияне во всех частях света.

На втором листе отдельно приводится полный список стран, участвующих в Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года. Благодаря этой информации автомобилист не растеряется при поездке в другую страну и будет знать, нужны международные водительские права или же нет.

Важно не только знать, как выглядит международное водительское удостоверение, но и как его применять. Пригодиться оно может даже в странах-участницах Конвенции о дорожном движении. Например, если в России непосредственно перед отъездом за рубеж вы потеряли государственные водительские права или если в глухой провинции полицейский патруль настоятельно требует продемонстрировать именно удостоверение международного образца.

Вторая ситуация, скорее, выходящая из ряда вон. Но таким образом можно избежать потери времени, пока полиция будет выяснять, кто вы и на каком основании ездите за рулём.

Важно иметь при себе права международного образца в странах, где принципиально отличается письменность, например, если это вязь или иероглифы.

Выехать за рубеж можно и на российском транспортном средстве. Если вы сейчас находитесь в поисках автомобиля, но еще не определились с моделью, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге. Для вас мы приготовили обзоры и сравнения, которые помогут сделать правильный выбор.

А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Международные водительские права в Беларуси, как и где получить, сколько стоит удостоверение

Национальное водительское удостоверение нового образца, выполненное в формате, соответствующем требованиям Венской конвенции «О дорожном движении» выдается Госавтоинспекцией РБ с 2011 года, действительно как на территории Беларуси, так и в некоторых других странах. Где за границей можно управлять автомобилем, имея отечественные права. В каких странах белорусским водителям дополнительно нужно иметь международное водительское удостоверение. Как и где можно получить международные права и сколько они стоят помог разобраться руководитель автошколы Минска. 

Содержание

⏩ В каких странах действует белорусское водительское удостоверение

⏩ Список стран, где нужны международные водительские права

⏩ Как выглядят водительские права международного образца

⏩ На какой срок выдают международные права

⏩ Где и как получить международное водительское удостоверение

⏩ Документы необходимые для получения международных прав

⏩ Требования к фото

⏩ Стоимость оформления

⏩ Варианты оплаты

⏩ Сколько времени делают международные права

Национальное водительское удостоверение нового образца не единственный законный документ, дающий право управления транспортным средством на территории Беларуси. У нас в стране по-прежнему действительно бессрочное водительское удостоверение в виде бумажной книжечки образца ГАИ МВД СССР.

В отличие от «советских прав» новое белорусское водительское удостоверение соответствует международному образцу и признается во многих странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Это государства подписавшие условия Венской конвенции 1968 г, включающие поправки1993 и 2006 года.По мимо требований к национальным водительским удостоверениям конвенция регламентирует нормы изготовления регистрационных номеров, дорожных знаков, правила нанесения дорожной разметки и многое другое, что касается дорожного движения.

Страны, где действует белорусское водительское удостоверение

Страны-участники конвенции признают национальные водительские удостоверения друг друга без необходимости получать права международного образца. Так как Республика Беларусь также присоединилась к Венской конвенции «О дорожном движении» белорусское водительское удостоверение, в соответствии с открытыми категориями, имеет силу на территории этих государств, то есть международные права не нужны.

Список стран, присоединившихся к Венской дорожной конвенции

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Республика Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, Венгрия, Вьетнам, Гайана,  Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Ирак, Иран, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР.

В каких странах белорусам нужны международные права

Есть ряд стран, которые подписали, но еще не ратифицировали Венскую конвенцию: Ватикан, Гана, Индонезия, Испания, Коста-Рика, Мексика, Корея, Таиланд, Чили, Эквадор.

Также есть большое количество государств, на территории которых водительское удостоверение, выдаваемое ГАИ РБ, выполненное в соответствии с нормами и требованиями Международной конвенции о дорожном движении, не дает права управления транспортными средствами. Это страны, которые в 1949 году подписали Женевскую конвенцию, и чтобы гражданину Беларуси управлять автомобилем в этих странах, дополнительно нужно иметь международные водительские права.

Государства-участники Женевской конвенции о дорожном движении в 1949 году

Австралия, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Ватикан, Венесуэла, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Исландия, Испания, Канада, Камбоджа, Кипр, Китай, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мальта, Мали, Нигерия, Намибия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Республика Корея, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Чили, Французская Полинезия, Шри-Ланка, Эквадор, Ямайка, Япония.

Пребывая в этих странах, если вы решите взять в аренду машину, мотоцикл, скутер и стать участником дорожного движения, вам понадобиться наряду с национальным водительским удостоверением обзавестись правами международного образца.

Как выглядит международное водительское удостоверение

Выдача прав международного образца в ГАИ РБ началась со 2 апреля 2020 года.

Международное водительское удостоверение (International Driving Permit, IDP) является официальным многоязычным переводом национального водительского удостоверения и применяется только совместно с ним. Выглядит как небольшая книжка формата A6 (148×105 мм) с переводом информации на несколько иностранных языков, вносимой в удостоверение от руки или отпечатанной на машинке. Записи делаются буквами латинского алфавита или прописью.

Сколько лет действительно международное водительское удостоверение

Срок действия международных водительских прав установлен в пункте 15. 8 Перечня административных процедурах , осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан утвержденного Указом Президента РБ в 2010 году с изменениями и дополнениями. В соответствии с этим пунктом международные права выдаются при наличии водительского удостоверения на срок их действия, либо на 3 года —  в зависимости от того, что наступит раньше.

Кроме того, не стоит забывать: этот документ является лишь дополнением к национальным правам, поэтому сам по себе не имеет юридической силы как на территории РБ, так и за границей.

Порядок получения международных прав в РБ

Вряд ли найдется много водителей, которым международное водительское удостоверение нужно на всякий случай. Однако если вы планируете заграничную поездку в одну из стран подписавших Женевскую конвенцию «О дорожном движении» и собираетесь там управлять автомобилем, мотоциклом или скутером, то без наличия международной «корочки» не обойтись.

Для получение водительского удостоверения международного образца необходимо обратится в любое экзаменационное подразделение ГАИ Беларуси.

В Минске выдача международного водительского удостоверения осуществляется только по адресу: МРЭО ГАИ Ждановичи, ул. Тимирязева, 114, 3 этаж.

Сама процедура не сложная:

  • делаем фото нужного формата, требования к фотографии смотрите в следующем пункте статьи;
  • оплачиваем квитанции за оформление заявление, компьютерные услуги и выдачу прав;
  • приходим с перечнем документов, фотографией, квитанциями и заявлением в соответствующий кабинет МЭО ГАИ;
  • забираем в назначенное время готовое удостоверение. 

Что нужно для получения международных прав

Необходимые документы регламентирует пункт 15.8 Перечня административных процедур:

  • заявление установленной формы;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • цветное фото 40×50 мм, соответствующее возрасту;
  • действительная водительская медицинская справка о состоянии здоровья;
  • национальное водительское удостоверение;
  • квитанции, подтверждающие внесение оплаты.

Бланк заявления на получение международного водительского удостоверения

Скачать бланк заявления на замену (получение) международного водительского удостоверения вы можете по ниже расположенным ссылкам в формате Word или PDF, кликнув на соответствующую картинку.

Сколько стоит оформление международных прав в ГАИ РБ

При получении международного водительского удостоверения необходимо заплатить:

  • 2 базовые величины – госпошлина за выдачу водительского удостоверения;
  • 0,04 базовой величины – за компьютерные услуги;
  • 0,08 базовой величины –  за оформление заявления.

Сколько составляет базовая величина в Беларуси на сегодняшний день в рублях, смотрите по ссылке

Как и где оплатить за права международного образца

Произвести оплату можно в любом банке, в отделениях РУП Белпочты или самостоятельно через систему ЕРИП. Для оплаты через ЕРИП в дереве системы следуйте пошаговой инструкции:

  1. Войдите в личный кабинет интернет-банкинга.
  2. Кликните мышью по разделу «Платежи и переводы».
  3. Выберите «Система «Расчет» (ЕРИП)».
  4. Нажмите на кнопку «Новый платеж».
  5. Перейдите в раздел «МВД», затем – подпункт «ГАИ».
  6. Выберите «Водительское удостоверение».
  7. Укажите город.
  8. Оплатите услуги «Водительское удостоверение» и «Компьютерные услуги», указав для каждой операции: ФИО, номер паспорта, сумму к оплате. (Это 2 разных платежа, соответственно 2 разных операции).
  9. Сохраните номер каждой операции или распечатайте квитанцию, чтобы в Госавтоинспекции подтвердить платеж.

Как долго по времени делают международные права

В соответствии с пунктом 15. 8 Перечня административных процедур максимальный срок изготовления международного водительского удостоверения — 5 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике могут быть готовы и раньше, всё зависит от загруженности подразделения ГАИ на момент осуществления административной процедуры.

State Driver’s License Format — National Traffic Safety Institute

0010 9000 9 2 Альфа + 5-6 Числовой
State License Format
Alabama 1-8 Numeric
Alaska 1-7 Numeric
Arizona 1 Буквенный + 8 Цифровой
9 Цифровой
Арканзас 4-9 Цифровой
Калифорния 1 Буквенный + 7 Цифровой
Colorado 9 Numeric
1 Alpha + 3-6 Numeric
2 Alpha + 2-5 Numeric
Connecticut 9 Numeric
Delaware 1-7 Numeric
District of Columbia 7 Numeric
9Numeric
Florida 1 Alpha + 12 Numeric
Georgia 7-9 Numeric
Hawaii 1 Alpha + 8 Numeric
9 NURERIC
Айдахо 2 Альфа + 6 Цифровой + 1 Альфа
9 Цифровые
Illinois 1 ALPHA + 11-12 NUMERC
Индиана. 10 Numeric
Iowa 9 Numeric
3 Numeric + 2 Alpha + 4 Numeric
Kansas 1 Alpha + 1 Numeric + 1 Alpha + 1 Numeric + 1 Alpha
1 Alpha + 8Numeric
9 Numeric
Kentucky 1 Alpha + 8 Numeric
1 Alpha + 9 Numeric
9Numeric
Louisiana 1-9 Numeric
Maine 7 Numeric
7 Numeric + 1 Alpha
8 Numeric
Мэриленд 1 Альфа + 12 Числовой
Массачусетс 1 Альфа + 8 Числовой
9 Numeric
Michigan 1 Alpha + Numberic 1 Alpha + 100010
1 Alpha + 1000100029 1 Alpha + 12 Numeric
Minnesota 1 Alpha + 12 Numeric
Mississippi 9 Numeric
Missouri 3 Numeric + 1 Alpha + 6 Numeric
1 Alpha + 5-9 Numeric
1 Альфа + 6 Числовой + R
8 Numeric + 2 Alpha
9 Numeric + 1 Alpha
9 Numeric
Montana 1 Alpha + 8 Numeric
9 Numereric
13-14 NUMeric
9002 1 Alpha + 6-8 Numeric
Nevada 9-10 Numeric
12 Numeric
X + 8 Numeric
New Hampshire 2 Numeric + 3 Alpha + 5 Numeric
New Jersey 1 Alpha + 14 Numeric
New Mexico 8-9 Numeric
New York 1 Alpha + 7 Numeric
1 Alpha + 18 Numeric
8-9 Numeric
16 Numeric
8 Alpha
Северная Каролина 1-12 Числовой
North Dakota 3 Alpha + 6 Numeric
9 Numeric
Ohio 1 Alpha + 4-8-8-8-8-8 4-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8 2-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8-8 2-numparic.
8 Numeric
Oklahoma 1 Alpha + 9 Numeric
9 Numeric
Oregon 1-9 Numeric
Pennsylvania 8 Numeric
Rhode Island 7 Numeric
1 Alpha + 6 Numeric
South Carolina 5-11 Numeric
South Dakota 6-10 Numeric
12 Numeric
Tennessee 7-9 Numeric
Texas 7-8 Numeric
Utah 4-10 Numeric
Vermont 8 Numeric
7 Numeric + A
Virginia 1 Алфавитный + 8-11 Цифровой
9 Цифровой
Вашингтон 1-7 Буквенный + любая комбинация Буквенно-цифровой
* всего 12 символов
7 Цифровой Западная Вирджиния
Висконсин 1 Альфа + 13 Числовой
Wyoming 9-10 NUMERIN0001

Единые водительские права как национальное удостоверение личности

Обращение заместителя директора ACLU Барри Стейнхардта к Американской ассоциации администраторов транспортных средств

Арлингтон, Вирджиния

Во-первых, позвольте мне поблагодарить вас за приглашение сюда сегодня утром, чтобы решить вопрос о единых государственных водительских удостоверениях. То, что вы пригласили меня сюда, чтобы представить наши взгляды на предложение AAMVA, хорошо говорит о готовности вашей организации учитывать вклад общественности и мнения с разных точек зрения.

I. Стандартизированные водительские удостоверения де-факто являются Национальным удостоверением личности

В духе сотрудничества, которое вы продемонстрировали, позвольте мне подчеркнуть, что мы не заинтересованы в том, чтобы вмешиваться в трудную работу по превращению управления водительскими удостоверениями в гладкое и эффективный опыт. Мы также не хотим мешать вашим усилиям сделать систему менее подверженной ошибкам. Необходимы меры здравого смысла, чтобы искоренить мошенничество при выдаче лицензий. Мы все хотим быть в большей безопасности. Нас всех затронули события 11 сентября9.0360

11 сентября в 8:48, когда первый самолет врезался во Всемирный торговый центр, я был на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Ла-Гуардия в шаттле перед вылетом в Вашингтон, когда мой самолет остановился как вкопанный. Я с ужасом наблюдал, как клубы дыма поднимаются над нижним Манхэттеном, всего в нескольких кварталах от офиса ACLU, и прекрасно знал, что мой шурин, который, как я позже узнал, к счастью, благополучно выбрался, находился в башне, в которую попали.

День 11 сентября навсегда останется в моей памяти.

Независимо от вашей близости к эпицентру, мы все хотим быть в безопасности! Но, проще говоря, создание единого национального водительского удостоверения де-факто является системой национальных удостоверений личности, которая создает лишь иллюзию безопасности, но угрожает нашим фундаментальным свободам.

К чести руководства AAMVA, вы были интеллектуально честны в признании далеко идущих разветвлений вашего предложения. Ваши представители заявили в своих заявлениях для СМИ, что нет необходимости в национальном удостоверении личности, выдаваемом на федеральном уровне, когда единые водительские права того типа, который вы предлагаете, будут служить той же цели.

Действительно, есть несколько возможных путей, по которым мы могли бы получить национальное удостоверение личности. Конгресс мог бы принять его напрямую. Он может развиться из одной из удостоверений личности путешественника, предложенных авиакомпанией. Но наиболее вероятным источником национального удостоверения личности является маршрут, предложенный AAMVA. Именно эта реальность привела меня сюда сегодня.

 

II. Удостоверения личности в любой форме не предотвратят терроризм

Причина создания национального удостоверения личности после 11 сентября, независимо от его вида, заключается в том, чтобы провести четкую границу между «нами» (невинными людьми) и «ими» (опасными террористами). ). К сожалению, ни одна из предложенных систем идентификации не могла эффективно отделить «хорошее» от «плохого». В лучшем случае удостоверение личности просто подтверждает, что вы тот, за кого себя выдаете. В худшем случае удостоверение личности послужит доказательством ложной личности, которое убаюкает нас ложным чувством безопасности.

Удостоверения личности, законные или поддельные, не указывают на дурные мотивы или намерения. У всех 19 угонщиков 11 сентября были наиболее законные номера социального страхования (SSN), у некоторых нет. Один из угонщиков числился в телефонной книге Сан-Диего — и имя, и адрес. А третьи арендовали автомобили по дебетовым картам и жили как вполне законопослушные жители в пригородных кварталах Флориды. Ведь предназначение «спящей камеры» — жить как можно тише и ненавязчивее.

Единое удостоверение личности или водительские права не помогли бы установить их преступные мотивы, связанные с арендой автомобилей, посещением летной школы или посадкой на эти самолеты.

И при этом он не предлагает определенного удостоверения личности.

Во-первых, существует проблема заводских документов, которые используются для получения водительских прав. В конце концов, удостоверение личности так же хорошо, как и информация, которая в первую очередь устанавливает личность человека. Свидетельства о рождении — в Калифорнии они действительно были в сети — и карты социального обеспечения могут быть подделаны, куплены или украдены. В ноябре генеральный инспектор Управления социального обеспечения показал, что шестеро угонщиков получили SSN мошенническим путем. И по крайней мере одному человеку, подозреваемому в причастности к теракту 11 сентября, было предъявлено обвинение в использовании ложной информации для получения SSN.

Не имеет смысла строить национальную систему идентификации на шатком фундаменте, особенно когда наличие удостоверения личности дает террористу беспрепятственный проход и позволяет избежать повышенных мер безопасности.

Водительские права, выданные по заграничным паспортам, могут быть еще более проблематичными. В некоторых странах даже не используются свидетельства о рождении; что остановит террористов от отмывания паспортов и документов, удостоверяющих личность, через эти страны, а затем оформления американских водительских прав (на чужое имя) в этой стране?

Во-вторых, национальная система идентификации водительских удостоверений, особенно с дополнительными функциями смарт-карт, такими как встроенная биометрия, увеличит стимулы для недобросовестных сотрудников DMV продавать поддельные удостоверения личности, которые станут еще более ценными. Обсуждать неприятно, но инсайдерское мошенничество реально. Например, в 1990 году нескольким сотрудникам DMV в Вирджинии было предъявлено обвинение в продаже, возможно, тысяч водительских прав нелегальным иммигрантам в нарушение закона. Недавний отчет большого жюри, созванного генеральным прокурором Флориды, подтвердил, что в этом штате существует черный рынок поддельных водительских прав. Повышение ценности этих документов только сделает их более прибыльными. Создание этих карт и вспомогательной инфраструктуры создает новые риски, связанные с тем, что инсайдеры выдают фальшивые удостоверения личности, а посторонние получают доступ.

И супер водительские права не решат эпидемическую проблему кражи личных данных, как предполагают некоторые, а, наоборот, усугубят ее.

Водительское удостоверение не является фактором во многих случаях кражи личных данных. Большинство воров прекрасно обходятся без водительских прав. Все, что им нужно, это ваш SSN и имя, и, если они смогут его получить, ваша дата рождения. Таким образом, национальная система унифицированных водительских прав не сможет предотвратить большинство случаев кражи удостоверений личности. Преступники всегда смогут придумать фальшивые удостоверения личности и способы обойти систему.

Жертвы кражи документов могут столкнуться с новым кошмаром. Что произойдет, если кто-то получит удостоверение личности на ваше имя со своими биометрическими данными? Как восстановить свою идентичность в таких обстоятельствах?


III. Социальные последствия единых водительских прав в качестве национального удостоверения личности.

Как американцы, мы, конечно же, беспокоимся о безопасности нашей нации. Первым испытанием любой предлагаемой меры безопасности является ее эффективность. Водительские права как национальное удостоверение личности не проходят этот тест, и не должно быть необходимости даже обсуждать социальные последствия плана. В любом исчислении здравого смысла неэффективность должна положить конец дебатам. Но, к сожалению, здесь вряд ли.

Итак, позвольте мне теперь сосредоточиться на социальных последствиях единых водительских прав в качестве национального удостоверения личности. Эта идея опасна для Америки как общества: она облегчила бы создание общества слежки, которому американцы всегда сопротивлялись. И это породит новые формы дискриминации. Позвольте мне объяснить, почему мы считаем, что это так.

Неприкосновенность частной жизни поднялась на передний план нашего национального сознания во многом из-за слияния двух событий. Во-первых, значительный рост вычислительной мощности теперь позволяет собирать огромные объемы данных и искать в них мельчайшие детали за считанные секунды. Новые методы интеллектуального анализа данных позволяют владельцам баз данных сортировать и анализировать миллиарды и миллиарды фрагментов данных. Во-вторых, распределенные сети, такие как Интернет, позволяют молниеносно передавать личные данные, слишком часто по причинам, не связанным с целью, для которой они были собраны.

Но дни, когда самая конфиденциальная информация безопасно хранилась в практической безвестности в ящике клерка, давно прошли.

И, в результате всех этих новых технологий, есть своего рода сдерживаемые возможности для наблюдения. Сейчас в американской жизни существует огромное количество мощностей по сбору, хранению и обработке данных. Но весь этот растущий сбор данных происходит не вполне организованным образом. Продуктовые магазины, например, используют «карты лояльности» для ведения подробных записей о том, что покупают клиенты, используя часть той огромной компьютерной мощности, которая сейчас так легко доступна. Amazon хранит записи того, что мы читаем. Авиакомпании следят за тем, куда мы летаем. Компании-эмитенты кредитных карт отслеживают, что мы покупаем, и где мы находимся, когда покупаем это.

Для тех, кто заботится о конфиденциальности, ни одна из этих тенденций не подходит. Но что было бы намного, намного хуже, если бы появился организующий принцип и предоставил способ, с помощью которого все эти пулы данных, которые там находятся, могут быть организованы, связаны вместе, централизованы в единое, невероятно богатое досье или профиль. наши жизни.

Мой коллега с большими познаниями в науке напомнил мне, что в химии есть нечто, называемое насыщенным раствором; например стакан воды с растворенным в ней большим количеством сахара. Молекулы сахара будут продолжать беспорядочно и несвязанно циркулировать через стакан с водой в жидкой форме, но если вы бросите в него осадок, например, нить, все эти молекулы сахара внезапно организуются и выстроятся в твердый кристалл. Чего мы боимся, так это того, что национальное удостоверение личности будет действовать как осадок, и весь сбор информации, который происходит там случайным и бессвязным образом, будет организован вокруг удостоверения личности и приведет к созданию национальной базы данных конфиденциальной информации. об американских гражданах. И, как вы знаете, данные не обязательно должны буквально находиться на одном компьютере. Она может быть распределена по тысячам отдельных баз данных, но если она индексируется одинаково в каждой из них и может выполняться поиск по всем сразу, то для всех практических целей у вас будет единая база данных.

Итак, мы считаем, что вы создадите стандарт не только для водительских прав, но и для сбора личной информации. И как только этот стандарт будет принят, он станет идеальным инструментом для организации всех новых собираемых данных. Сколько времени пройдет до того, как офисные здания, кабинеты врачей, автозаправочные станции, платные автомагистрали, метро и автобусы интегрируют удостоверения личности в свои системы безопасности или платежные системы для большей эффективности? День ото дня у людей все чаще и чаще спрашивают удостоверение личности. Каждый раз, когда полицейский, охранник или магазин сканирует ваше удостоверение личности с помощью карманного считывателя штрих-кода, он создает постоянную запись этой проверки, включая время и место. Результатом станет нация, в которой перемещения граждан внутри своей страны отслеживаются и регистрируются с помощью этих «внутренних паспортов».

Конечно, сторонники различных предложений национального удостоверения личности всегда верят, что они смогут обеспечить защиту конфиденциальности. Я считаю, что AAMVA вполне искренне предлагает эти средства защиты в рамках вашего предложения. Но история учит нас, что даже самые лучшие меры безопасности не будут действовать долго. Наиболее ярким примером является номер социального страхования. Когда моим родителям, бабушке и дедушке выдали свои номера, когда они стали взрослыми, федеральный закон запрещал их использование для каких-либо целей, кроме как для управления совершенно новой социальной программой. Мои дети, которым в младенчестве выдали номера, знают, что обещание правительства уже давно нарушено. Ползучесть функций — основное правило баз данных и идентификаторов. Базы данных и идентификаторы, созданные для одной цели, почти неизбежно используются для других целей.

Распределенная национальная система удостоверений личности в форме стандартизированных водительских прав станет монстром Франкенштейна, который намного, намного больше, чем могут содержать AAMVA, DMV штата или система водительских прав в целом. Ни вы, ни какие-либо другие группы не сможете его контролировать или ограничить его функции.

После того, как будет сделан первый шаг в создании национальной инфраструктуры удостоверений личности, необходимость расширения системы будет возрастать. Правоохранительные органы и другие государственные органы, конечно же, подключатся к нему. Вскоре работодатели тоже захотят получить доступ; Американская ассоциация грузоперевозок в настоящее время, по-видимому, лоббирует, чтобы присоединиться к авиакомпаниям и получить право проверять базы данных ФБР, чтобы она могла проводить проверки не только водителей, но и сотрудников бэк-офиса. Скоро арендодатели потребуют доступа, кредитные агентства, ипотечные брокеры, частные сыщики, гражданские тяжбы, директ-мейлеры и так далее и тому подобное.

Национальная система удостоверений личности нарушила бы свободу, которую американцы считают само собой разумеющейся, и ту, которая больше всего определяет нашу свободу: право быть оставленным в покое.

Помимо вполне реальной проблемы неизбежно растущего числа санкционированных применений, будет проблема несанкционированных злоупотреблений. Тысячи и тысячи правительственных чиновников будут иметь доступ к огромной базе данных личной информации, необходимой для поддержки национальной системы водительских удостоверений. Даже сейчас внутренние утечки информации из базы данных происходят регулярно как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В 1997, Главное бухгалтерское управление обнаружило серьезные недостатки в компьютерной безопасности и защите конфиденциальности IRS. Расследование Detroit Free Press задокументировало, как сотрудники правоохранительных органов Мичигана регулярно злоупотребляли своим доступом к так называемому криминальному компьютеру, чтобы помочь своим друзьям или самим себе преследовать женщин, угрожать автомобилистам, отслеживать раздельно проживающих супругов — даже для запугивания политических оппонентов. В Нью-Йорке осведомитель сообщил, что полицейские полицейские использовали систему видеонаблюдения для того, что было равносильно сексуальному вуайеризму.

Любое из этих нарушений конфиденциальности будет преувеличено в контексте национальной системы идентификации. Поскольку данные все больше связываются вместе благодаря национальному «стандарту» идентификации, мошенничество или ошибка больше не будут ограничиваться одной базой данных правоохранительных органов штата или набором файлов федеральных налогов. Государственные служащие могли подключаться к базе данных, которая включала в себя все виды информации о человеке — от налоговых деклараций до данных о здравоохранении и информации о студенческих кредитах. Один плохой сотрудник или одно неверное нажатие на клавиатуре могут отправить весь файл человека в открытый доступ.

Вместо ликвидации дискриминации, как утверждают некоторые, национальное удостоверение личности в любой форме будет способствовать новым формам дискриминации и преследования любого, кто выглядит или звучит как «иностранец». Именно это произошло после того, как Конгресс принял положение о санкциях в отношении работодателей Закона об иммиграционной реформе и контроле 1985 года: широко распространенная дискриминация американских рабочих, выглядящих как иностранцы, особенно выходцев из Азии и латиноамериканского происхождения. Исследование Главного бухгалтерского управления, проведенное в 1990 году, показало, что почти 20 процентов работодателей прибегают к дискриминационной практике. Супер-водительские права будут иметь такой же эффект в массовом масштабе, поскольку латиноамериканцы, азиаты, мусульмане и лица ближневосточного происхождения будут подвергаться непрерывным проверкам статуса и личности со стороны полиции, банков, торговцев и других лиц. Отсутствие национального удостоверения личности, скорее всего, будет рассматриваться как причина для обыска, задержания или ареста представителей меньшинств. Стигма и унижение, связанные с необходимостью постоянно доказывать, что они американцы или легальные иммигранты, ложатся тяжелым бременем на такие группы9.0360

Что же могут сделать DMV для борьбы с мошенничеством, кроме создания де-факто национальной системы удостоверения личности? DMV могут предпринять множество низкотехнологичных шагов, чтобы предотвратить кражу удостоверений личности, не прибегая к созданию национальной системы удостоверений личности.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *