Составление плана текста с обозначенными частями.

Коррекционное развитие речи

25.11 Тема урока: Составление плана текста с обозначенными частями.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я продолжу знакомить вас с таким понятием, как «план текста», а также научу составлять простые и сложные планы:

Для начала поговорим о том, что такое план:

План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

  • Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

  • Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Для чего нужно уметь составлять план текста?

«…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М. А. Рыбникова


В основном планы делятся на два типа:

Планы бывают

Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

2. и т.д.

Как составить план текста

Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

— помогут ли твои заголовки.

А теперь давайте на примерах попробуем составить план:

Прочитайте текст всем известной детской сказки:

Колобок

Жили-были старик со старухой. Однажды просит старик:

Испеки, старуха, колобок.

Из чего испечь-то? Муки нет.

Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки две пригоршни. Замесила на сметане, пожарила в масле и положила на окошечко остудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!. .

Катится колобок, а навстречу ему волк:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

Колобок, колобок! Я тебя съем.

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький!

А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!

Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык.

Колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! — и скушала.

  • Составляем простой план, то есть план, включающий название частей текста, в которых содержится главный смысл. Чтобы не выписывать просто предложения из текста, мы придумываем заголовки к каждой части, которую выделили.

Например, к данной сказке можно составить такой простой план:

  1. Появление Колобка

  2. Бегство Колобка

  3. Встреча с зайцем

  4. Встреча с медведем

  5. Встреча с лисой

  6. Гибель Колобка

  • А теперь попробуем составить сложный план, то есть план в котором содержание темы поделено на разделы (пункты), подразделы (подпункты)

Например, к данной сказке можно составить такой сложный план:

  1. Появление Колобка:

1. Жизнь деда с бабкой до появления Колобка

2. «По сусекам помела» — рецепт появления новой формы жизни

  1. Бегство Колобка

  2. Встречи Колобка

1. С зайцем

2. С медведем

3. С Лисой

а) приветствие…

б) хитрость лисы

IV. Гибель Колобка

Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с такими типами планов текста как простые и сложные, попробовали на примере сказки составить и простой и сложный план.

Домашнее задание: составьте простой план к данному рассказу:

Простой план письменных текстов. | Статья по чтению:

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

— определить тему и основную мысль текста;

— выделить в нем части;

— найти главное в каждой части;

— подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. Озаглавить их.
  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж — родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.
  2. Школьники готовили детям подарки.
  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.


Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Крепость.

Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Старый пес.

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.

  1. Было ли решение хозяина правильным?
  2. Чему учит этот рассказ?

Центр письма | Схема

Схема — это схема вашего эссе. Он показывает, какую информацию будет содержать каждый раздел или абзац и в каком порядке. В большинстве планов используются числа и/или маркеры для систематизации информации и передачи пунктов.

Зачем создавать схему?


Планирование — это инструмент, который мы используем в процессе написания, чтобы помочь организовать наши идеи, визуализировать потенциальную структуру нашей статьи, а также для дальнейшего уточнения и развития идей. Это позволяет писателю понять, как он или она будет связывать информацию для поддержки тезиса и утверждений статьи. План дает писателю пространство для легкого обдумывания идей без необходимости писать полные абзацы или предложения.

Создание схемы:


Прежде чем приступить к составлению плана, полезно иметь четкую формулировку тезиса, четкую цель или аргумент, поскольку все остальное в плане будет работать для поддержки тезиса. Примечание: план может помочь в написании тезиса, и поэтому ваш тезис может измениться или развиться в процессе изложения.

Организуйте свой план в любом формате, соответствующем структуре, необходимой для типа статьи, которую вы пишете. В одном распространенном формате схемы используются римские цифры, буквы и цифры. Другие контуры могут использовать маркеры или другие символы. Вы можете использовать любые организационные модели, которые лучше всего подходят вам и вашей статье, если вы понимаете свои собственные организационные инструменты. Планы могут быть написаны с использованием полных предложений или фрагментов или их сочетания.

Помните! После создания схемы вы можете решить реорганизовать свои идеи, расположив их в другом порядке. Кроме того, во время написания вы можете сделать некоторые открытия и, конечно же, всегда можете скорректировать план или отклониться от него по мере необходимости.

Примеры контуров:

Как видно из плана ниже, автор решил разделить план по темам, но мог бы использовать и другую структуру, организовав план по отдельным абзацам, указав, что будет делать или говорить каждый абзац.

Пример 1:

  1. Введение
    A. Общая информация
    B. Диссертация
  2. Причина 1
    A. Используйте цитаты из x
    B. Используйте доказательства из y
  3. Причина 2
    A. Контраргумент
        1. Они могут сказать…
        2. Но…
  4. Заключение
    A. Вернитесь к тезису
    B. Ответьте на вопрос «и что» или «что теперь»
    C. Закончите на памятной ноте

Примечание: Приведенный выше пример схемы иллюстрирует структуру схемы, но она довольно расплывчата. Ваш план должен быть максимально конкретным.

Схема предложения:

  1. Резюме/Обзор предлагаемого проекта
    • Обоснование
    • Конкретные цели и задачи
    • Используемые экспериментальные подходы
    • Потенциальное значение
  2. Специальные цели
    • X
    • Y
    • Z
  3. Предыстория и значение
    • Исходная информация
    • Значение для текущего проекта
    • Значение для долгосрочных целей исследования
    • Критическая оценка существующих знаний
    • Дальнейший прогресс
  4. Предварительные данные
    • Описание предварительных данных для обоснования обоснования
    • Демонстрация осуществимости проекта
  5. План эксперимента и методы
    • Детали дизайна и процедур
    • Протоколы
    • Средства анализа и интерпретации данных
    • Новая методология и ее преимущества
    • Возможные технические трудности или ограничения/альтернативные подходы
  6. Ссылки
    • Цитаты

Примечание: Контуры могут выглядеть совершенно по-разному. Вы можете использовать римские цифры для обозначения основного пункта или функции этого раздела, а затем буквы для обозначения отдельных подпунктов, а затем даже маркеры или числа для обозначения конкретной информации, такой как использование определенных цитат, источников, доказательств или примеров.

Адаптировано из:

Центр письма Los Angeles Valley College, «Как составить план» 02.02.15

Совместное обучение Северо-Западного университета и интегрированное наставничество в области биологических наук, «Основной план предложения»

Центр письма Университета штата Сан-Хосе, «Планирование эссе: составление плана с целью», весна 2014 г.

Планирование — написание статьи

Планирование стратегий

Составление плана вашего первого черновика путем перечисления тематического предложения каждого абзаца может быть простым способом убедиться, что каждый из ваших абзацев служит определенной цели в вашей статье.

Вы можете найти возможность объединить или удалить потенциальные абзацы при составлении плана — первые наброски часто содержат повторяющиеся идеи или разделы, которые тормозят, а не продвигают основной аргумент статьи.

Кроме того, если у вас возникли проблемы с редактированием статьи, создание плана каждого абзаца и его тематического предложения после того, как вы написали статью , может быть эффективным способом определения сильных и слабых сторон статьи.

Пример Схема

Следующий план представляет собой документ на 5-7 страниц, в котором обсуждается связь между уровнем образования и здоровьем. Просмотрите другие разделы этой страницы для получения более подробной информации о каждом компоненте этого плана!

I. Введение

A. Текущая проблема: Уровень образования в США снижается, а расходы на здравоохранение растут.
B. Население/область исследования: Неквалифицированные или низкоквалифицированные взрослые работники
C. Ключевые термины:  здоровые, хорошо образованные
 
Тезис: Из-за дефицита дохода (укажите источники) и в целом предрасположенность к депрессии (цитируют источники), учащиеся, бросившие школу до ее окончания, сохраняют более высокий риск возникновения проблем с физическим и психическим здоровьем в более позднем возрасте.

II. Справочная информация

A. Исторический обзор занятости: Неквалифицированные рабочие в прошлом часто объединялись в профсоюзы и получали адекватную компенсацию за свою работу (ссылка на источники).
B. Исторический обзор здравоохранения: Неквалифицированные рабочие в прошлом часто получали надлежащее медицинское обслуживание и льготы (цитировать источники).
C. Текущая связь между образованием и типом занятости:
Все чаще необразованные работники выполняют неквалифицированную или низкоквалифицированную работу (ссылка на источники).
D. Пробелы в исследованиях: Существует мало информации о последствиях для здоровья текущих условий на низкоквалифицированных рабочих местах.

III. Основной пункт 1. Условия труда влияют на физическое здоровье работников.

A. Второстепенный пункт 1: Неквалифицированная рабочая среда сильно коррелирует с травмами рабочих (цитировать источники).
B. Второстепенный пункт 2:
Неквалифицированная рабочая среда редко обеспечивает медицинское обслуживание или достаточное время для восстановления после травмы (ссылка на источники).

IV. Основной пункт 2: Условия занятости влияют на психическое здоровье работников

A. Второстепенный пункт 1: Работа на низкоквалифицированной должности тесно связана с опасными уровнями стресса (ссылка на источники).
B. Второстепенный пункт 2: Стресс тесно связан с проблемами психического здоровья (цитировать источники).

V. Основной пункт 3: физическое и психическое здоровье напрямую связаны друг с другом.

A. Второстепенная точка 1: Проблемы с психическим здоровьем и проблемы с физическим здоровьем тесно взаимосвязаны (цитировать источники).
B. Второстепенный пункт 2: Стресс проявляется в физической форме (цитировать источники)

VI. Основной пункт 4: люди, у которых больше финансовых проблем, больше подвержены стрессу и хуже физически.

A. Второстепенный пункт 1: Многие бросившие школу сталкиваются с финансовыми проблемами (цитируют источники).
B. Второстепенный пункт 2: Финансовые проблемы часто связаны с нездоровым образом жизни, таким как выбор нездоровой пищи, чрезмерное/злоупотребление алкоголем, постоянное курение, оскорбительные отношения и т. д. (ссылка на источники).

VII. Заключение

A. Переформулировка диссертации:  Учащиеся, бросившие среднюю школу, подвергаются более высокому риску психических и физических проблем со здоровьем на протяжении всей жизни.
B. Следующие шаги:  Обществу нужны защитники образования; преподаватели должны знать об этой ситуации и стремиться к удержанию учащихся, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и предупреждать учащихся о рисках, связанных с отсевом из школы.

Введение/Контекст

Ваше введение предоставляет вашим читателям контекст, чтобы подготовить их к аргументам или целям вашей статьи. Введение должно начинаться с обсуждения вашей конкретной темы (а не с общего общего обзора) и предоставлять достаточный контекст (например, определения ключевых терминов), чтобы подготовить ваших читателей к вашему тезису или заявлению о цели.

Образец введения/контекста: Если темой вашего доклада является связь между образовательным уровнем и здоровьем, во вступительной части можно сделать следующее: (а) установить группу населения, которую вы обсуждаете, (б) определить ключевые термины, такие как здоровый и хорошо образованный , или (c) обосновать обсуждение этой темы, указав на связь с текущей проблемой, которую поможет решить ваша статья.

Тезис/целевое заявление

Тезис или формулировка цели должны быть в конце вашего введения и ясно и кратко излагать цель или основной аргумент вашей статьи. Введение подготавливает вашего читателя к этому утверждению, а остальная часть статьи следует в его поддержку.

Образец тезисов: Из-за дефицита дохода (Smith, 2010) и общей склонности к депрессии (Jones, 2011) учащиеся, бросившие среднюю школу до ее окончания, имеют более высокий риск возникновения проблем с физическим и психическим здоровьем в более старшем возрасте. жизнь.

Фон

После первоначального введения часто следует предыстория вашей темы. Этот абзац или раздел может включать обзор литературы с обзором текущего состояния знаний по вашей теме или просто исторический обзор соответствующей информации. Цель этого раздела — обосновать ваш собственный проект или статью, указав на пробел в текущем исследовании, который будет рассмотрен в вашей работе.

Образец исходной информации: Раздел справочной информации в статье об образовании и здоровье может включать обзор последних исследований в этой области, таких как исследование депрессии или снижение числа выпускников средней школы.

Основные и второстепенные вопросы

Основные моменты являются строительными блоками вашей работы. Основные пункты строятся друг на друге, продвигая статью вперед и приближая ее к завершению. Каждый основной пункт должен быть четким утверждением, относящимся к центральному аргументу вашей статьи.

Образец основного пункта: Трудоустройство и физическое здоровье могут быть хорошим первым важным пунктом для этого образца документа. Здесь учащийся может обсудить, как уход из средней школы часто приводит к меньшему количеству возможностей трудоустройства, а те доступные возможности трудоустройства, как правило, коррелируют с плохими условиями труда и низкой оплатой труда.

Второстепенные вопросы — это подтемы ваших основных вопросов. Второстепенные моменты развивают нюансы ваших основных моментов, но могут быть недостаточно значительными, чтобы требовать расширенного внимания сами по себе. Это могут быть статистические данные, примеры из ваших источников или вспомогательные идеи.

Пример второстепенного вопроса: Пример второстепенного пункта предыдущего основного пункта (занятость и физическое здоровье) может касаться травм на рабочем месте или частого отсутствия пособий по медицинскому страхованию, предлагаемых низкооплачиваемыми работодателями.

Остальная часть вашей статьи будет состоять из более важных и второстепенных пунктов. Каждый основной пункт должен продвигать центральный аргумент статьи, часто опираясь на предыдущие пункты, , пока вы не предоставите достаточно доказательств и анализа, чтобы обосновать вывод вашей статьи.

Дополнительные важные и второстепенные вопросы: В этом документе более важные вопросы могут включать психическое здоровье лиц, бросивших школу, доступ к медицинскому обслуживанию для бросивших школу и взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем. Второстепенные темы могут включать конкретные условия работы, удовлетворенность работой в различных областях и взаимосвязь между депрессией и хроническими заболеваниями.

Заключение

В вашем заключении повторно излагаются основные утверждения вашей статьи и связываются эти утверждения с более широкой дискуссией. Вместо того, чтобы просто повторять каждый важный и второстепенный момент, быстро пересмотрите свое тезисное заявление и сосредоточьтесь на завершении статьи, связав свой тезис с текущими исследованиями в вашей области, следующими шагами для других исследователей, вашими более широкими исследованиями или другими будущими последствиями.

Образец заключения: Для этой статьи заключение может переформулировать центральный аргумент (связь между отсутствием образования и проблемами со здоровьем) и связать это обсуждение с более широким обсуждением систем здравоохранения или образования США.